Подготовка профессиональных психологов за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

Системы психологического образования в европейских странах имеют сходство и отличия.
В настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования в Европе:
• - непрерывное пятилетнее специализированное;
• - непрерывное пятилетнее общее;
• - прерывающееся специализированное образование "три+три".
Подготовку профессиональных психологов в США можно называть многоступенчатой. Она значительно различается в разных университетах и колледжах и дает возможности широкого выбора студентами учебных программ и индивидуализации обучения.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 24.03 Кб (Скачать файл)

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ 
ПСИХОЛОГОВ ЗА РУБЕЖОМ

Подготовка профессиональных психологов различается в разных странах по длительности, структуре  и содержанию образования. В Европе, например, в одних странах обычный  период психологического образования  составляет 5 лет, в других - 6 лет. Однако во многих странах требуется больший, чем обычно, период для того, чтобы  реально завершить психологическое  образование. Это связано прежде всего с тем, что в этих странах студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии.

Системы психологического образования  в европейских странах имеют  сходство и отличия. Психологи изучают  опыт профессиональной подготовки в  других странах и пытаются выработать общие подходы в этом вопросе. В результате такой работы Европейской  федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в 1990 году были одобрены "Оптимальные  стандарты" для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и  подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения[4].

В настоящее время выделяется три основных типа профессионального  психологического образования в  Европе:  

  • - непрерывное пятилетнее специализированное;  
  • - непрерывное пятилетнее общее;  
  • - прерывающееся специализированное образование "три+три" [3]

При непрерывном пятилетнем специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в  одной сфере психологии, например, клинической, педагогической или психологии развития. Такая система психологического образования существует в Финляндии, Швеции, Бельгии.

При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования  и специализируются только на последних  курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании.

При прерывающемся специализированном образовании типа "три+три" студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система существует в Великобритании, Греции, Ирландии, Франции, Португалии, на Мальте[3].

Содержание образования  профессиональных психологов во многих европейских странах достаточно сходно. С. Ньюстед выделил 10 предметных областей психологии, в рамках которых могут рассматриваться психологические дисциплины. Психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные различия, теория, методология изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологического образования. В то же время значительное место занимает изучение прикладных отраслей психологии: клинической, организационной, педагогической. Помимо этого существует большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубляют профессиональную подготовку психолога. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонентов обучения психологов во всех странах Европы. Для того чтобы сделать психологическое образование сопоставимым и взаимно признаваемым в разных странах Европейского Сообщества, психологи этих стран стремятся к изучению опыта друг друга и вырабатывают общие подходы к профессиональной подготовке[3].

В последипломном образовании  психологов во многих европейских странах  можно выделить два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное. В первом случае - это программы обучения, направленные на получение степени доктора  философии (PhD), которые включают изучение ряда дисциплин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации. Во втором случае - это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной профессиональной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. По завершении этих курсов психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога.

Рассмотрим далее высшее психологическое образование США. Оно включает три основных ступени  обучения, дающие определенные права  для продолжения обучения и при  устройстве на работу.

Первую ступень высшей школы составляет обучение в двухгодичных колледжах. Студенты имеют право  на выбор дисциплин и своего учебного плана в соответствии с будущей  специализацией. Однако действует система "предварительных условий", которая  вносит определенный порядок в учебную программу студента. Условий может быть довольно много. Одно из них - заранее регламентированная последовательность предлагаемых и выбираемых курсов. Поскольку предлагаемые курсы в разных колледжах могут сильно различаться, трудно представить типичный набор предметов. И.А. Володарская и Н.М. Лизунова приводят следующий перечень дисциплин в одном из колледжей в штате Небраска: "Общая биология", "Английский язык: сочинение", "Введение в психологию", "Общая зоология", "Рост и развитие ребенка", "Принципы социологии", "Иностранный язык" или дисциплины по выбору, гуманитарные дисциплины из области музыки, театра, искусства, литературы, "Социальная психология", "Патопсихология", "Алгебра и тригонометрия", "Устное общение", "Основы статистики", "Культурная антропология", "Физическое воспитание". Студент может также сам по своей инициативе выбрать определенные курсы из огромного числа указанных в каталоге колледжа, например, "Психология учения", "Введение в консультационные умения: теория и методы", "Мировая цивилизация", "Общая экономика", "История штата Небраска", "Человеческие отношения", "Американское правительство и политика", "Межнациональные отношения", "Компьютерная грамотность", "Критическое мышление", "Оказание первой помощи" и другие. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы даст возможность будущему специалисту эффективно общаться, понимать и оценивать основные области человеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредоточиться на главной теме изучения для подготовки к работе или продолжению учебы в четырехгодичном колледже [2]. Как видим, учебные заведения первой ступени обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую работу в учреждениях или клиниках в качестве вспомогательного или технического персонала, принимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста. Выпускник получает степень младшего специалиста.

Вторую ступень психологического образования составляет обучение в  четырехгодичных колледжах. Обычно это колледжи поведенческих и  социальных наук, школы социальных и поведенческих наук, колледжи гуманитарных и естественных наук. Эти учебные  заведения могут быть самостоятельными или включены в состав университетов. Чаще всего они осуществляют обучение на базе общего образования, полученного  студентами на первой ступени. Требования и правила каждого высшего  учебного заведения США строго индивидуальны. Тем не менее существуют значительные черты сходства. В учебные программы входят три группы дисциплин: общеобразовательные, курсы специализации (основной - major и второстепенный - minor), дисциплины по выбору студента (electives).

Общеобразовательная подготовка - существенная часть учебной программы  психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины как "Философия", "Этика", "Логика", "Литература", "Математика", физические и биологические науки, религиозные дисциплины, социальные дисциплины, "Научное исследование", курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения [2].

Специальное обучение в высших учебных заведениях США исходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к аспирантуре, либо к профессиональной деятельности. В  связи с этим студентам предлагаются различные наборы учебных курсов, соответствующие общему (General Track) или профессиональному (Career Track) направлениям подготовки. По психологии студентам предлагается три типа курсов: обязательные, специальные курсы по интересам, и продвинутые интегративные курсы. К обязательным учебным курсам относятся: "Вводный курс психологии", "Статистика", "Методология научных исследований", "Экспериментальная психология". Далее идут обязательные элективы. В Американском университете в Вашингтоне, например, в качестве обязательных элективов предлагаются курсы "Принципы поведения", "Перцепция и суждение", "Биологические основы поведения", "Процессы изменения поведения", "Учение и мотивация", "Физиологическая психология", "Ощущение и восприятие", "Учение человека: вербальное поведение", "Обусловливание и учение", "Основы экспериментального исследования", "Самоуправление", "Психология ребенка", "Кризисное вмешательство", "Теория личности", "Социальная психология", "Психопатология", "Сексуальное поведение человека", "История и системы психологии", "Групповой процесс", "Тесты и измерения", "Учение: принципы и их применение", "Психология смерти, самоубийства и угрожающего для жизни поведения". Кроме этого студенты должны пройти еще несколько дополнительных курсов по своему выбору [2].

Выпускникам таких четырехгодичных  колледжей присуждается степень  бакалавра. Широкопрофильная подготовка бакалавра-психолога считается в  США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для  выполнения функций помощника психолога. Для большинства студентов четырехгодичный  колледж служит всего лишь подготовкой  к учебе в исследовательской  или профессиональной школе. По программам на степень бакалавра осуществляется обучение специалистов в области  психологии, которые могут под  руководством квалифицированного психолога  заниматься тестированием, проводить  работу непосредственно с клиентами  и их семьями, помогать отдельным  людям или группам в решении  стоящих перед ними проблем. Специалисты  такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.

Третью ступень высшего  психологического образования составляет обучение в университетах для  получения степени магистра и  доктора наук. В рамках одного университета, как правило, функционируют и  исследовательские школы, готовящие  научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и  профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра  после одного-двух лет обучения в  исследовательской или профессиональной школе. Предполагается также практический опыт в прикладной области или  написание диссертации на основе проведенного исследования. Специалист со степенью магистра может в качестве помощника психолога заниматься тестированием, исследовательской  работой в лаборатории, консультированием  пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.

Высшую профессиональную квалификацию в психологии имеют  специалисты со степенью доктора  философии (PhD). Подготовка доктора охватывает приблизительно 3-5 лет. Данная степень является исследовательской. Чтобы получить ее, необходимо провести большую научную работу в области психологии и написать докторскую диссертацию. Подготовка психологов-исследователей, ведущая к получению степени доктора философии (PhD), обычно включает:  

  • - обязательные учебные курсы ("Введение в планирование эксперимента", "Исследовательский проект в психологии", продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения;  
  • - элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешается выбрать не на факультете психологии);  
  • - исследовательскую деятельность и написание диссертации [2].

Психологам с докторской степенью как специалистам высшей квалификации предоставляется большой выбор  разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных  трудов.

В профессиональных школах, дающих магистерскую или докторскую степень, обучение студентов в большей  мере ориентировано на практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области  профессиональной психологической  работы. Профессиональные школы осуществляют подготовку докторов психологии (PsyD). Степень доктора психологии присуждается (в отличие от степени доктора философии) за весомый практический вклад в области психологии.

Степень доктора педагогических наук (EdD) - профессиональная, может быть присуждена психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение [1].

Таким образом, подготовку профессиональных психологов в США можно называть многоступенчатой. Она значительно  различается в разных университетах  и колледжах и дает возможности  широкого выбора студентами учебных  программ и индивидуализации обучения.

В заключение важно отметить, что интерес студентов к психологическим пециальностям в течение многих лет очень высок и в США, и во многих странах Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

[1]  Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1989. № 3. С. 50-62.

[2] Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1990. № 1. С. 57-67.

[3] Ньюстед С., Макинен С. Психология Обучение в Европе / / Европейский психолог. Март 1997 года. Том 2, № 1. P. 3-10.

[4] Оптимальные стандарты образования для профессиональных психологов. EFPPA, 1990 года.


Информация о работе Подготовка профессиональных психологов за рубежом