Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:20, лекция
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается большими трудностями. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в новую среду. Дома малыш был в центре внимания всей семьи, в дошкольном учреждении он становится одним из членов большого коллектива таких же детей. Персонально им здесь никто не занимается. Внимание воспитателя и его помощника делится равномерно на всех.
Поступление ребенка
К новым условиям нужно приспособиться, а это процесс длительный. Приспособление (адаптация) может протекать в разных формах:
1) Легкая форма, которая
проявляется нарушением
2) Средней тяжести, при
которой нарушения
3) Тяжелая форма, для
которой в первых случаях
Да, в первые дни и даже недели ребенку в д/с очень трудно. Его пугает новая обстановка, большое количество сверстников, незнакомые взрослые, а главное – отсутствие мамы, с которой у малыша сформировалось чувство постоянной защищенности.
Поэтому неудивительно, что ребенок плачет. Его плач – это не каприз, а проявление психического стресса, вызванного ломкой устоявшихся привычек. Если малыш не плачет, нельзя полагать, что он сразу приспособился. Он также испытывает чувство страха, тоски, напряженности, но просто сдерживает себя. Это зависит в основном от особенностей нервной системы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку к этому ответственному в жизни ребенка событию следует начинать заблаговременно.
Режим дня малыша (время кормления, сна, бодрствования) нужно начинать приближать к режиму дошкольного учреждения за несколько месяцев до поступления в детский сад. Это значит, что ребенка необходимо поднимать утром в 7:00-7:30, кормить завтраком в 8:30-9:00. Время с 9:00 до 10:00 следует отводить для игр, занятий, с 10:00 до 12:00 – для утренней прогулки, в 12:00-13:00 – ребенок должен обедать, до 16:00 – спать, 16:30 –полдник, с 17:00 до 19:00 – прогулка, 19:00-19:30 – ужин. Спать на ночной сон следует укладывать с 21:00. Если такой режим будет систематически выполняться, то ребенок привыкнет к нему, это позволит ему увереннее чувствовать себя в новой обстановке.
Важно, чтобы ребенок привык к температуре воздуха и форме одежды такой же, как в ДОУ.
Естественно, что, решая определить малыша в д/с, вы должны заранее отучить его от пользования соской-пустышкой, укачивания перед сном, кормления через соску.
За 1,5-2 месяца до поступления в ДОУ следует обратиться в детскую поликлинику, где ребенок пройдет углубленный осмотр у участкового врача, а также отоларинголога, окулиста, невропатолога, хирурга, ортопеда.
Не позднее, чем за месяц
до оформления в д/с должны быть завершены
все положенные по возрасту профилактические
прививки. Если этого не соблюсти, то
время адаптации к д/с
Требования, предъявляемые к детям в организованном коллективе, не покажутся очень тяжелыми и обременительными, если он в домашних условиях заранее овладеет некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, приученные участвовать в процессе одевания, раздевания, умывания, умеющие самостоятельно садиться на горшок, пользоваться ложкой, чувствуют себя в д/с свободнее Они не испытывают такого напряжения и страха, как малыши, не владеющие простейшими навыками самообслуживания.
Огромное значение имеет правильная психологическая подготовка детей к предстоящим изменениям условий жизни. Надо последовательно, регулярно убеждать малыша, что в яслях будет интересно, весело; и уж, конечно, не пугать ребенка поступлением в д/c.
Следует постараться приурочить отпуск одного из родителей к первым неделям пребывания в ДОУ (для возможности быть неполный день).
Первый раз прийти с малышом в д/c лучше во время прогулки. Приведя ребенка, надо познакомить его с воспитателем, предложить поиграть с другими детьми. Возвращаясь с малышом домой, поговорите на эту тему.
Советуем приучать ребенка к д/c постепенно, начиная с 1,5-2 часов, потом до 1,6 дня, а затем полный день пребывания ребенка в ДОУ. В связи с тем, что на период адаптации на ЦНС ребенка падает очень большая нагрузка, надо постараться не увеличивать ее дома: поддерживать спокойную, благожелательную обстановку, ограничить новые впечатления, не знакомить с новыми лицами, не приобретать новые игрушки, не наказывать за провинности, по возможности ограждать от отрицательных эмоций.
Первое время после прихода из д/c не оставлять малыша одного, заниматься с ним спокойными играми, рассматриванием картинок, чтением книжек.
Приводить в группу и приходить за ним надо вовремя, в установленное режимом время. Ребенок должен быть одет по сезону, иметь запас чистого белья, чистый носовой платок. Удобная обувь также важна – они в обуви целый день, т.к. дома часто в носочках.
Очень важно, чтобы в выходные
и праздничные дни, во время отпуска
родителей режим дня ребенка,
посещающего д/c, рацион питания не отличались
существенно от таковых в дошкольном учреждении.
Установлен ряд факторов,
определяющих, насколько успешно
малыш справляется с
1 фактор – состояние
здоровья и уровень развития.
Здоровый, развитый по возрасту
малыш обладает лучшими
2 фактор - возраст, в котором
малыш поступает в ДОУ (до 9-10мес.
и после 1,5 лет), т.к. отрыв от
матери в этом возрасте
3 фактор – психологический, т.е. степень сформированности у ребенка общения с окружающим миром и предметами деятельности.
Дети, которые трудно привыкают
к д/у, чаще всего имеют у себя
дома преимущественно эмоциональные
контакты со взрослыми (дома мало играют,
не слишком активизируют их самостоятельность,
инициативу). В д/с такие дети чувствуют
себя неуютно, одиноко. Снижен уровень
игровой деятельности, необходимого для
этого возраста сотрудничества с взрослыми
не складывается. И в такой ситуации при
рассогласовании между затянувшейся формой
эмоционального общения с взрослыми и
становления новой ведущей деятельности
– сотрудничество с взрослыми – может
стать причиной трудного привыкания к
дошкольному учреждению.
Психологическое выявление
четких закономерностей между
Характерной особенностью детей, трудно привыкающих к яслям, является слабая сформированность действий с предметами.
Большое влияние на течение адаптации влияют отношения с ровесниками. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении; другие – с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями установления контактов с взрослыми еще больше отягощают сложность адаптационного периода.
Информация о работе Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение