Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:19, курсовая работа
Актуальность. На современном этапе развития общества человек адаптируется к постоянно меняющимся социально–экономическим, политическим, сезонно–климатическим, геохимическим, экологическим условиям, которые в силу индивидуальной специфики восприятия могут оказать влияние на функциональный, биохимический, психологический статус.
В связи с этим адаптационные возможности личности непосредственно зависят от конституционально-биологических и индивидуально-типологических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Исследование характера
1.2. Определение «акцентуации характера»
1.3 Акцентуации как этиопатогенический фактор
1.4. Степени акцентуаций
1.5. Типы акцентуаций
Глава 2. Основные подходы к исследованию акцентуаций характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как «гипертимные».
7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость, чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (всё идёт от темперамента). Религиозный экстаз.
Итак, в наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряжённые с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряжёнными с данной акцентуацией.
Можно определённо говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Формирование и развитие акцентуаций черт характера в онтогенезе обусловлено рядом факторов, анализ которых будет способствовать определению сущности данной психологической категории.
Б.В.Белов (1997), Э.Кречмер (1982) и др. к психофизиологическим факторам, детерминирующим развитие акцентуаций, относят темперамент, опираясь на половозрастные врожденные свойства, рассмотренные с позиций учения о высшей нервной деятельности И.П.Павлова.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что психические свойства темперамента тесно связаны с телесными свойствами организма как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконструкции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма – его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом. Темперамент есть динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности (Рубинштейн С.Л., 1979).
Социальным фактором, обусловливающим развитие акцентуаций характера является семья, т.к. в ней закладываются основы характера личности и реализуется ее темперамент. Семейное воспитание определяет и гармонию, и формирование аномальной личности в ее становлении. А.Е.Личко (1983) в качестве одного из факторов, влияющих на становление того или иного типа акцентуации характера, рассматривает особенности воспитания. Основным параметром семьи является ее цельность. Явление «неполного дома» (распад семьи в период детства и отрочества) особенно пагубно сказываются на формирующейся индивидуальности.
Внешней ориентацией характера является среда. С.Г.Шуман считает, что идущие из внешней среды раздражители стимулируют потребности людей и вызывают определенное поведение. Протест против помех, преград, мешающих удовлетворению актуальных потребностей, выражается в виде упрямства, неподчинения, грубости. Все это характеризуется как отклоняющееся поведение, которое проявляется и развивается в результате непонимания истинных причин этого и применения несправедливых мер наказания (Шуман С.Г.,1989).
В настоящее время существует два подхода к пониманию характера. В русле первого подхода под характером понимается совокупность фиксированных устойчивых способов действий (А.Г.Асмолов 1984, Д.А.Леонтьев 1997 и др.), в рамках второго – характер рассматривается как практическое выражение направленности личности (С.Л.Рубинштейн 1973).
Характер в общей структуре личности занимает центральное место, объединяет все другие свойства и особенности поведения. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. В первую очередь, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности и отличается от других черт личности своей устойчивостью и более ранним формированием. Однажды сформировавшись, он остается более или менее устойчивым, за исключением ситуаций тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека и происходящих с возрастом глубоких органических изменений в центральной нервной системе.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида формы поведения.
Характер формируется под влиянием внешних и внутренних воздействий, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальное явление. Характер человека связан с его интересами, потребностями и больше всего проявляется в том, что для человека значимо.
На основании индивидуально–морфологических и социально–психологических исследований, Б.Г.Ананьев и его последователи пришли к выводу о том, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Изучение ранних форм поведения свидетельствует о наличии врожденных категорий: активность – пассивность, регулярность – нерегулярность, интенсивность – слабость реакций, контактность – замкнутость, способность к адаптации – инертность с первых недель жизни. Причем влияние среды на перечисленные виды поведения является минимальным, а соответствующие особенности поведения представляют собой генотип. Часто варианты формирующейся индивидуальности могут оставаться незамеченными, замаскированными в той среде, которая требует минимального приспособления. На формирование характера заметное влияние оказывает возраст. По мнению С.Л.Рубинштейна, некоторые черты характера формируются на определенных возрастных этапах: в раннем и дошкольном возрасте – доброта, отзывчивость, аккуратность, добросовестность и противоположные им, в младшем школьном возрасте формируются черты характера, а в ранней юности базовые нравственные мировоззренческие его основы (Рубинштейн С.Л.,1979).
В характере фиксируются и закрепляются, переходя в действия, мотивы поведения. Каждый действенный мотив поведения, приобретающий устойчивость – это будущая потенциальная черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера впервые выступают в виде тенденций, а затем действие переходит посредствам формирования надлежащих мотивов поведения в стереотип поведения.
С.Л.Рубинштейн, выдвигая гипотезу о происхождении характера, писал: «Узловой вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность… Для того, чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах… Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков» (Рубинштейн С.Л.,1979).
Человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, входящих в характеристику психологически зрелой личности.
Можно предположить, что существуют некоторые последовательно возникающие новообразования личности, определяющие этапы центральной линии ее онтогенетического развития. При изучении личности, психологи признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими как «Я-система», «система - Я» или просто «Я». Эти термины обычно употребляются в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения, однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрыто и не установлены закономерности его развития в онтогенезе.
Врожденные особенности организма являются задатками, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. В зависимости от его жизнедеятельности, на основании одних и тех же задатков, могут вырабатываться, формироваться и проявляться различные свойства – способности и черты характера, к которым относят и акцентуацию.
Развернутые описания типологии и феноменологии личности представлены отечественными и зарубежными исследователями. Наиболее известные из них возникли в пограничной области, на стыке двух наук: психологии и психиатрии и принадлежат клиницистам К.Юнгу (1982), Э.Кречмеру (1982), У.Шелдону (1982), П.Б.Ганнушкину (1933), К.Леонгарду (1981), А.Е.Личко (1985) и д.р.
Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, К.Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Два типа: циклоидный и шизоидный описаны у Э.Кречмера. Со временем число типов увеличилось: в работах Б.Г.Ганнушкина определено порядка девяти типов, у Л.Леонгарда и А.Е.Личко – десять-одиннадцать типов.
Современные концепции изучения акцентуаций возникли на основе теории П.Г.Ганнушкина о психопатических личностях. Согласно концепции акцентуированных личностей К.Леонгарда, нормы личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стремлением личности, определяют ее развитие, адаптацию, психическое здоровье. При большей степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность, в целом придавая ей своеобразие, а при неблагоприятных социальных условиях могут способствовать ее разрушению. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, К.Леонгард называет акцентуированными. Акцентуации отображают личностное своеобразие, преобладание тех или иных характерологических черт, которые развиваются и проявляются в зависимости от воспитания и условий жизни, о них можно говорить лишь тогда, когда какая – либо черта характера начинает приобретать чрезмерную выраженность, делая личность необычной.
Концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, в которой акцентуации определяются как «крайние варианты нормы», имеющие определенные личностные «заострения», получила дальнейшее развитие и конкретизацию в работах А.Е.Личко, указавшего на то, что при рассмотрении данной категории правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, поскольку личность – понятие гораздо более сложное, чем характер, оно «включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение…». Между тем, западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию, понимая характер не только как базис личности, но и как интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д.
А.Е.Личко разграничивает патологию и нормальный характер. Характер можно считать патологическим, если он не подвергается изменениям на протяжении всей жизни; определяет весь психический склад личности и мешает приспособлению человека к жизни. При акцентуациях характера не может быть ни одного из этих признаков или, во всяком случае, не бывает никогда соответствия как при психопатиях, одновременно по трем признакам.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуаций характера: явную и скрытую (А.Е.Личко, 1977).
Под явной акцентуацией понимают степень крайнего варианта нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера, который можно распознать при помощи тщательно собранного анамнеза, сведений от близких, непродолжительного наблюдения. Однако выраженность черт определенного типа характера обычно не препятствует социальной адаптации. Значимое положение, как правило, соответствует возможностям и способностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов адресуются к «месту наименьшего сопротивления». При взрослении особенности характера могут настолько сгладиться, что явная акцентуация может перейти в скрытую.
Скрытая акцентуация – эта степень относится к обычным вариантам нормы. В обыденных привычных условиях черты какого–либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, проявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые опять же предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и обнаруживаются, то это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Информация о работе Подходы к исследованию акцентуации характера