Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:36, реферат
В психологии существует множество определений понятия эмоции и их классификаций. В любом языке мира существует достаточно много слов обозначающих различные психические состояния, связанные с проявлением эмоций. В различных работах, в которых изучается вся совокупность эмоций, рассматриваются различные количества таких слов: от двух-трех десятков до сотни. По сей день не существует единогласного мнения по вопросу классификации.
В данной работе я приведу основные определения, важные для понятия освещаемой проблемы и наиболее известные классификации эмоций.
Введение 2
Виды эмоциональных процессов 3
Классификации эмоций 5
Заключение 9
Список использованной литературы 10
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: Общая психология (Мотивация эмоций)
ТЕМА: Подходы к классификации эмоций
Оглавление
В психологии существует множество определений понятия эмоции и их классификаций. В любом языке мира существует достаточно много слов обозначающих различные психические состояния, связанные с проявлением эмоций. В различных работах, в которых изучается вся совокупность эмоций, рассматриваются различные количества таких слов: от двух-трех десятков до сотни. По сей день не существует единогласного мнения по вопросу классификации.
В данной работе я приведу основные определения, важные для понятия освещаемой проблемы и наиболее известные классификации эмоций.
Ряд авторов рассматривают эмоции (лат. emoveo — потрясаю, волную) как один из видов эмоционального процесса, который характеризуется средней продолжительностью и отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. [6,7]
Среди эмоциональных процессов кроме эмоций выделяют также аффекты, чувства и настроения.
Аффект (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) —
психофизиологический процесс, мотивирующий
и регулирующий деятельность (
Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов и выражающий отношение человека к конкретной ситуации в целом.
Важно
отметить, что под эмоциональными
процессами в психологии понимают процессы,
имеющие как психическую, так и физиологическую
составляющие. Они отличаются от других
психофизиологических процессов тем,
что отражают собой для субъекта значение
чего-либо, и соответствующим этому значению
образом регулируют его поведение, мышление и
Как пример можно привести страх. Кроме очевидной психической составляющей,
он имеет и ярко выраженную физиологическую
(повышение выделения
Перейдем к другим определениям термина эмоции. Согласно определению К.Э. Изарда, эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. По С.Л. Рубинштейну эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребностей, их субъективный эквивалент. А.Н. Леонтьев определял эмоции как психическое отражение мотива, а мотив, в свою очередь, как предмет потребности и предмет деятельности индивида. [3,5,7]
Несмотря на различие формулировок, исходя из вышеприведенных определений, можно выделить одну из важных особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые происходят необязательно в данный момент, и могут существовать в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Вопрос о количестве и видах
эмоциональных реакций
Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. [7]
Г. Спенсер предлагал разделять
чувства по признаку их возникновения
и воспроизведения на четыре класса.
К первому он отнес презентативные
чувства (ощущения), возникающие непосредственно
при действии внешних раздражителей. Ко
второму классу - презентативно-
Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Титченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании - эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия. [6,7]
Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас). [1]
Как отмечает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. По мнению Симонова, это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астеничные эмоции и т. д.
П.В. Симонов предложил
Классификации эмоций в связи с потребностями. Некоторые психологи при классификации эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций. Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) - радость, страх и вторичные (интеллектуальные) - интерес, волнение. Если следовать этому принципу, тогда все мотивационные образования (влечения, желания, направленность личности и др.) надо отнести к эмоциям (что, к сожалению, и наблюдается у некоторых авторов).
Б.И. Додонов (1978) отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. По этой причине в его классификацию вошла грусть (так как есть люди, любящие слегка погрустить) и не вошла зависть (так как даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Таким образом, предложенная Додоновым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций. По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. [2]
В. К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими. Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, т. е. в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений. [1]
Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные. Этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти. П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть Таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. [4]
К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:
1) имеют отчетливые и
2) проявляются при помощи
3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;
4) возникли в результате
5) оказывают организующее и
Однако сам Изард признает, что
некоторые эмоции, отнесенные к базовым,
не обладают всеми этими признаками.
Так, эмоция вины не имеет отчетливого
мимического и пантомимического
выражения. С другой стороны, некоторые
исследователи приписывают
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.
Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д. Нетрудно заметить, что к эмоциям были отнесены как чувства, так и нравственные качества. [6]
Эмоции — одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Множество вышеприведенных классификаций говорит о сложности и неоднозначности их как психических явлений.
Очевидно, что речь может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений, а об их классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.
В классификациях Декарта и Спинозы отсутствует отделение мотивационных образований (желаний) от чувств и эмоций, как и разделение чувств и эмоций. В начале реферата я привела некоторые определения вышеуказанных явлений. Четкое разграничение этих понятий кажется мне очень важным при любой попытке классификации явлений эмоциональной сферы. Так, например, в классификации Б.И. Додонова в разряд «эмоционального инструментария», т. е. признаков выделения данной группы эмоций, нередко попадают желания и стремления, что создает некоторую путаницу.