Подходы к определению социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:54, доклад

Описание работы

Выделение групп при планировании избирательной агитации является основой, на которой базируется вся кампания. При любых обстоятельствах, явно или нет, кандидат позиционирует себя с какой-либо социальной группой, он строит свою кампанию на поддержке этой группы. Чаще всего группы разделяют по следующим признакам.

Файлы: 1 файл

111.docx

— 19.92 Кб (Скачать файл)

Подходы к определению  социальных групп

 

 

ряд методов и признаков, которые используются для выделения  социальных групп. В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но ощущение членства в группах остается очень важным для каждого человека. В современном обществе человек принадлежит одновременно к нескольким группам, поэтому большое число связей может перекрещиваться. 

 




Выделение групп при планировании избирательной агитации является основой, на которой базируется вся кампания. При любых обстоятельствах, явно или нет, кандидат позиционирует  себя с какой-либо социальной группой, он строит свою кампанию на поддержке  этой группы. Чаще всего группы разделяют  по следующим признакам. 
1. Географический признак. Это самый распространенный и самый неточный подход к разделению общества на группы. Он практически не дает никакой информации, кроме как о месте жительства людей. В предвыборной агитации такое разделение может помочь просчитать количество экземпляров агитационных материалов, подобрать подходящие каналы распространения информации. Географическая группа может разделяться на подгруппы по национальному признаку. 
2. Ведущая деятельность и социальный статус. Такие группы более точно отражают социальную обстановку в регионе. Их количество может указать, на что необходимо делать упор в своей агитационной программе. Например, если наибольшее количество граждан являются представителями среднего класса или офисными работниками, то агитация в этом случае будет отличаться по структуре от агитационных мероприятий в рабочих группах.  
3. Гендерные и возрастные признаки. В избирательных кампаниях больше используются группы, разделенные по возрастным признакам. Чаще всего наибольшими по размерам являются группы молодых избирателей и избирателей среднего возраста. Но группа пенсионеров хотя и меньше, но дисциплинированней. Этим пользуются партии коммунистической направленности.  
4. Политические пристрастия. Такое разделение было актуально в 90-х годах прошлого века, когда еще можно было с уверенностью выделить «красные» регионы, коммунистические и демократические зоны влияния. Сейчас чаша весов все больше смещается в сторону демократических партий, и проводить черту между группами с каждым годом все сложней. Это происходит из-за похожих программ, методов работы, целей этих партий. Конечно, возможно выбрать более узкий подход и отобрать группы по членству в политических организациях, но численность этих групп, по сравнению с общей численностью избирателей, настолько мала, что ориентироваться только на них нет смысла. 
Возможны и другие подходы в определении групп, например аналитический. В этом случае деление на группы будет происходить в ходе обработки данных социологического опроса с помощью процедур кластеризации. Цели такого деления могут быть: выделение группы со схожим политическим поведением, или, наоборот — с наиболее различающимися ценностными установками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификации социальных групп

В основу первой классификации  положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная  общность людей, находящихся между  собой в непосредственном личном  контакте и взаимодействии;

Таблица 1. Основные различия между группами

Признак

Числен- 
ность

Контакт

Членство

Структура

Связи в процессе труда

Примеры

Малая группа

Десятки человек

Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне

Реальное поведенчес- 
кое

Развитая внутренняя неформаль- 
ная

Непосред- 
ственные трудовые

Бригада рабочих, учебный  класс, группа студентов, сотрудники кафедры

Средняя группа

Сотни человек

Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов

Функциональ- 
ное

Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры)

Трудовые, опосредован- 
ные официальной структурой организации

Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Большая группа

Тысячи и миллионы человек

Отсутствие контакта

Условное социально-структурное

Отсутствие внутренней структуры

Трудовые, опосредован- 
ные социальной структурой общества

Этническая общность, социально-демографи ческая группа, профес- 
сиональная общность, политическая партия


2) средняя группа –  относительно многочисленная общность  идей, находящихся в опосредованном  функциональном взаимодействии.

3) большая группа –  многочисленная общность людей,  находящихся в социально-структурной  зависимости друг от друга.

В табл. 1 представлены основные различия между малыми, с ними и  большими группами.

Вторая классификация  связана с таким критерием, как  время, существования группы. Здесь  выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие  группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить  с исторической сцены. Такая малая  группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь  работают на одном предприятии в  одной и той же бригаде.

Третья классификация  опирается на такой критерий, как  структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные  и вторичные группы. Первичная  группа – это не разложимое далее  на составные части структурное  подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч  работников, например «Ижорские заводы»  называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Таким образом, организация  промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и  развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические  особенности организации как  средней группы.

 


Информация о работе Подходы к определению социальных групп