Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, доклад
З.Фрейд. Согласно 3.Фрейду, личность представляет собой динамическую систему мотивов, влечений, инстинктов, которые борются друг с другом за главенство в регуляции повеления человека. Именно поэтому его теория была названа психодинамнческой. З.Фрейд выделил три основные структуры личности: ид, эго и супер-эго. Слово «ид» или «оно» означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.
З.Фрейд. Согласно 3.Фрейду, личность представляет собой динамическую систему мотивов, влечений, инстинктов, которые борются друг с другом за главенство в
регуляции повеления человека. Именно поэтому его теория была названа психодинамнческой. З.Фрейд выделил три основные структуры личности: ид, эго и супер-эго.
Слово «ид» или «оно» означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и выражает первичный принцип всей человеческой жизни: немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере.
Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности. Принцип реальности даст возможность человеку тормозить или отсрочить во времени выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений.
Супер-эго
— последний компонент
З.Фрейд полагал, что все проявления человеческой активности детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальными и агрессивными инстинктами. Тем самым он считал, что человеком управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. В его понимании личности нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, самоопределение. Согласно З.Фрейду, во-первых, жизнь человека, в большой степени обусловлена бессознательными влечениями, над которыми у человека нет сознательного контроля; во-вторых, личность взрослого человека предопределена его детским опытом и, следовательно поддается реальным и устойчивым изменениям.
А.Адлер (1870-1937), австрийский психиатр, в начале свой научной карьеры был последователем З.Фрейда. Однако затем их взгляды разошлись. и Л.Адлер стал разрабатывать собственную теорию, которую он назвал индивидуальной психологией. Он считал, что жизнь — это непрерывное движение в направлении роста и развития. Люди всегда тянутся вперед, находясь в движении к личностно значимым целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Личность обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека самоопределяющимся индивидом, архитектором собственной жизни.
Ведущим в теории А.Адлера является положение, согласно которому все поведение личности происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно понять только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать в социальные отношения сотрудничества. Индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения я сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.
На основе своих клинических наблюдений А. Адлер сделал вывод о том, что людям свойственны два комплекса: комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Комплекс неполноценности берет спои истоки из детства, когда ребенок беспомощен и переживает длительный период зависимости от родителей. Появление раннего ощущения неполноценности знаменует начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Комплекс превосходства выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Человек может прибегать к гиперкомпенсации, чтобы избавиться от ощущения неполноценности. Под гиперкомпенсацией понимается преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. А.Адлер считал, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни, без чего жизнь человека невозможно представить.
В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.
К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987), американский психолог, психотерапевт, один из основателей феноменологической психологии. Он утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Внимание к внутреннему миру человека, его переживаниям означает феноменологический подход к личности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.
К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:
1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их. Часто человек действует в соответствии с ними, но даже если не действует в соответствии с ними, так как определенные действия могут быть неприемлемыми, он способен их осознавать.
2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования. Согласно К.Роджерсу, то. чем человек является, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Люди. живущие полноценной жизнью, гибки. адаптивны, терпимы и непосредственны.
3. Организмическое доверие. Это качестве проявляется в процессе принятия решения. Так, многие люди при принятии решения ориентируются на социальные нормы, мнения других людей или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Полноценно функционирующие люди ориентируются при принятии, решения на свои внутренние ощущения типа «я поступало правильно».
4. Эмпирическая свобода. Она относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать.
5. Креативность (творческость). Эта характеристика связана с оптимальной психологической зрелостью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время могут гибко, творчески приспосабливаться с изменяющимся условиям окружения.