Подражание как фактор развития психики и его возможные психофизиологические механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения.

Файлы: 1 файл

псих.проф.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

З.Б. Элькина условно выделяет три вида подражания: подражание-уважение; подражание-соперничество и интегральное подражание.

Специфика подражания в моде базируется на психической деятельности людей и выражается через пассивность и творчество в подражании, неосознанность и полуосознаность, эмоциональный характер подражания, его относительную иррациональность и принудительность.

З.Б. Элькина отмечает, что образец подражания, его особенности связаны с социальной структурой. В основе моды лежат, в первую очередь, массовидные стандартизированные образцы, принятые и закрепленные социальной группой как социально значимые, к которым осознанно или бессознательно приобщаются индивидуумы.

Подражание модному образцу освобождает человека от психологических мучений выбора. По мере формирования системы личностных оценок, позволяющих создавать избирательное, критическое отношение личности к системе ценностей, избирательно-ориентирующая функция моды будет становиться менее социально-значимой [2,135].

Заражение как механизм моды - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, возникающим в результате модной гонки. Заражение проявляется не через более или менее осознанное принятие информации о новинках моды или образцов модного поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, психического настроя. Потребность в обновлении, эмоциональное возбуждение, интерес, тревога, раздражение, страсть - вот далеко не полный перечень тех эмоциональных состояний, которые сопровождают появление и развитие моды. Поскольку эти эмоциональные состояния возникают в неорганизованной массе людей, действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Толпа является «ускорителем», развивающим склонность к заражению модными веяниями. Индивид при этом не испытывает организованного, преднамеренного давления, а лишь невольно подчиняется ему, бессознательно усваивая образцы поведения энтузиастов моды [20].

Подражание в большей степени, чем заражение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой (группой членства или группой, членом которой индивид не является, но она значима для него).

Если новая мода согласуется тем или иным образом с назревшими общественными потребностями индивидов, то она начинает входить в быт сначала наиболее чувствительных к этим потребностям индивидов, а затем и менее чувствительных, но более конформных.

На этом этапе распространения новой моды вступает в действие закон конформизма, сущность которого состоит в тенденции людей изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей.

Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере, в западных культурах они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все.

Таким образом, с одной стороны, мода удовлетворяет желание человека не слишком выделяться на фоне окружающих, но с другой стороны, позволяет реализовать потребность быть неповторимым, подчеркнуть то, в чем заключается его индивидуальность, пробудить интерес окружающих к ней [14].

Заключение

В заключение можно отметить, что выделяют следующие виды психологического воздействия в процессе общения: убеждение, заражение, внушение и подражание. В рамках данной курсовой работы рассмотрены все четыре механизма психологического воздействия.

Любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования [1, 25].

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т. п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

Задача дифференциально-психологических исследований, их вклад в решение проблемы психологического воздействия и состоит в выяснении психологической природы податливости индивида психологическому воздействию, в выделении таких свойств индивида, от которых зависит успешность психологического воздействия [7, 55].

Наиболее важным аспектом в рассмотренной проблематике является использование таких механизмов психологического влияния как внушение и убеждение различными видами СМИ, что зачастую оказывает отрицательное воздействие на потребителей информации. В дальнейшем, было бы уместно разработать такие защитные техники, которые позволили бы людям оказывать сопротивление внушающим и убеждающим воздействиям и сделать их доступными для всего общества [10, 175].

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - с. 384

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - с. 475

3. Богомолова Н.Н. Социальная  психология массовой коммуникации. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - с. 191

4. Душков В.А., Гришина  Т.А. Психология массовой коммуникации. - М.: АТиСО, 2004. - с. 99

5. Зимбардо Ф., Лайппе М. Социальное влияние. - М.: Проспект, 2001. - с. 448

6. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПБ.: Питер, 2001. - с. 496

7. Майерс Д. Социальная  психология. - СПб.: Питер, 2003. - с. 794

8. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. - М.: Дрофа, 2001. - с. 408

9. Ольшанский Д.В. Психология  масс. - М.: ЭКСМО, 2003. - с. 368

10. Платонов Ю.П. Основы  социальной психологии. - СПб.: Речь, 2004. - с. 624

11. Тард Г. Законы подражания. - СПб.: Речь, 2003. - с. 185

12. Харрис Р. Психология  массовых коммуникаций. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2002. - с. 654

13. Чалдини Р. Психология влияния. - Новосибирск: НАУКА, 2003. - с. 288

14. http://www.dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/11.htm

15. http://psyfactor.org/lib/behterev.htm

16. http://socnauka.ru/?p=271

17. http://www.sunhome.ru/psychology/12224

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Подражание как фактор развития психики и его возможные психофизиологические механизмы