Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:35, реферат
Память находится в ведении науки - нейропсихологии и целиком зависит от мозга. Практически весь мозг участвует в функционировании тех или иных ее звеньев. Память включает в себя много подсистем, разных параметров, характеристик и составляющих. Одни из них могут находиться в хорошем состоянии, а другие - быть ослаблены. Поражение любой из структур мозга приведет к нарушениям памяти, но они будут проявляться по-разному.
Введение.
Наша память неосязаема: ее нельзя потрогать, пощупать и сказать, где именно болит. Тем не менее немногие из нас могут похвастаться тем, что помнят каждую мелочь и ни разу не забывали о чем-то важном. Считается, что лучший способ что-нибудь вспомнить - полностью воспроизвести в памяти те условия, в которых происходило запоминание. Например, если вы забыли, куда положили ключи, вспомните, как в последний раз открывали дверь, куда шли и что делали. Вместе с этими подробностями "всплывает" место, куда вы их положили. Так или иначе, память существует, а значит, она тоже может "болеть" и ее можно лечить.
Память находится в
ведении науки - нейропсихологии
и целиком зависит от мозга.
Практически весь мозг
Подробнее о причинах нарушения памяти.
Они могут быть связаны с непосредственным поражением головного мозга, например, в результате черепно-мозговой травмы, инсульта. А могут возникнуть в результате каких-то неблагоприятных условий, в которых оказался человек. Это и длительное переутомление, недостаток сна, психотравмирующая ситуация, стресс, резкое изменение привычных условий жизни, а также необходимость запомнить сразу большое количество важной информации и держать все в голове, не пользуясь записями. Кроме того, снижение памяти может явиться следствием злоупотребления алкоголем, приема наркотиков, а также некоторых лекарств. После шестидесяти лет может отмечаться ослабление памяти, связанное с возрастными изменениями в мозге.
Для человека память выступает как нечто нерасчлененное. Выражается это в повседневных жалобах: "Постоянно все забываю, стало трудно запоминать, тяжело работать". Больному человеку важно понять, что произошло с его памятью, как теперь ею пользоваться. В любом случае причины, по которым "болеет" память, очень важны. Без них начать лечение трудно. Нейропсихологическое исследование с помощью специальных тестов определяет, какая именно область мозга пострадала, выделяются сильные и слабые стороны памяти пациента, формулируется программа восстановления.
Способы лечения.
Таблетками в том числе. Существует целый класс препаратов для лечения памяти, которые назначаются врачом. В тех случаях, когда у врача на руках есть результаты нейропсихологического исследования, он может направленно воздействовать на память, учитывая спектр действия того или иного препарата на ее разные параметры. Помимо обычного приема лекарств пациенту может быть рекомендован курс лекарственной физиотерапии. В отделении реабилитации разработана процедура под названием "эндоназальный электрофорез глютаминовой кислоты". Молекулы лекарственного вещества при помощи специальным образом расположенных электродов в электрическом поле воздействуют непосредственно на мозг.
Еще одна возможность восстановления памяти - это психолого-педагогическая коррекция. Существуют зрительная, слухоречевая, двигательная модальности запоминания. Для того чтобы запомнить один и тот же текст, кому-то нужно обязательно увидеть книгу, другому легче запомнить, если он этот материал прослушал, третьему надо самому проговорить информацию вслух, четвертому очень поможет запись, конспектирование текста, пятому для запоминания требуется выстраивание собственной логической схемы и собственных ассоциаций. У каждого свои стратегии запоминания. Хорошо, если они осознаются, тогда человек знает сильные и слабые стороны своей памяти, ему легче запоминать. Но если мозг здоров, человек может пользоваться памятью, не осознавая того, как он это делает. Но вот случилось несчастье. Разные зоны мозга связаны с разными модальностями, и произошло, например, поражение височных отделов, обеспечивающих слухоречевую память. Больному кажется, что он вообще ничего не может запомнить, однако, если со слов создавать себе зрительный образ того, что слышишь, можно запоминать с помощью зрительной памяти. Но для этого нужно перестроить нарушенную функцию памяти. Это ювелирная работа, которая происходит постепенно, не за один сеанс. Нужно выработать автоматизм, определенные приемы - в этом и заключается помощь психолога. Вырабатываются новые стратегии запоминания, в которых устанавливаются обходные пути для нарушенных звеньев памяти.
Влияние черепно-мозговых травм на состояние памяти.
Тяжелая черепно-мозговая
травма практически всегда
Во-вторых, даже после выздоровления память может оказаться ослабленной на всю оставшуюся жизнь. Причем иногда глубина дефекта такова, что больной почти не запоминает события повседневной жизни и какие-либо новые сведения. В ряде случаев такие дефекты памяти сопровождаются ложными воспоминаниями - конфабуляциями. Например, больного спрашивают, что он делал вчера. Он начинает рассказывать, как днем ходил гулять, а вечером был в театре, описывает подробности этих событий. На самом деле он уже месяц находится в клинике и никуда из палаты не выходит. Поскольку текущие события в памяти не сохраняются, больной заполняет вакуум в своих воспоминаниях любыми образами, любыми воспоминаниями, хранящимися в памяти. Теряется представление о времени, больной не может сказать, какое событие было раньше, а какое происходило позже. Поэтому любые воспоминания, всплывающие в памяти, воспринимаются им как только что произошедшие.
Все, что я рассказала, относится к тяжелой черепно-мозговой травме, однако и легкая травма может вызвать некоторое ухудшение памяти, конечно, не такое грубое. В любом случае, если есть жалобы, если вы недовольны своей памятью, стоит пройти нейропсихологическое исследование и, если понадобится, лечение. Очень часто памяти можно помочь, главное - знать, к кому обратиться за помощью. Не могу говорить за все методики лечения, но, например, по данным отделения реабилитации нашего института, разработанная здесь методика лечения нарушений памяти дает следующие результаты: полностью память восстанавливается примерно у 15% пациентов, улучшение памяти наблюдается у 65% больных и лишь у 20% обратившихся положительный эффект получить не удается.
Информация о процессе старения.
- В подавляющем большинстве случаев процессы нормального старения требуют изменения стратегий запоминания и способов переработки информации. В некоторых случаях эти перестройки происходят спонтанно. Другим людям для преодоления возникших затруднений требуются "фармакологическая поддержка" и помощь психолога.
Но не надо думать, что все помнить - это очень хорошо. Мозги перегружаются информацией, порой совершенно ненужной. Из-за такой памяти могут страдать другие функции. Например, запомнить информацию - это запросто, а вот осмыслить ее, сделать выводы - уже трудно.
Психологические защиты.
- Некоторые нарушения
памяти связаны с
Проблемы начинаются тогда, когда одна из защит применяется постоянно и отрицает использование других. Может быть, она когда-то была эффективна и закрепилась на уровне автоматизма. Например, все неприятные факты человек бессознательно вытесняет из памяти, поэтому их не помнит. И если сказать ему: "Вчера ты поругался с женой", не удивляйтесь ответу: "А я не помню". И когда человеку начинают доказывать, что это было, он начинает сомневаться в своей памяти, хотя, по большому счету, виновато здесь неадекватное применение психологической защиты.
Психотерапевт может помочь пациенту разобраться с подобным "нарушением памяти". Потому что наше бессознательное не бездонно. Поступающая туда информация никуда не уходит, а накапливается. Переполнение выражается в психических дисфункциях: неврозах, немотивированной агрессии, почему-то забываются важные события, причем даже те, которые не несут вроде бы никаких неприятностей. Но для человека это настолько привычная стратегия жизнедеятельности - вытеснение, что применяется уже во всех, даже неопасных ситуациях, и в результате он забывает многие факты своей жизни.
С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — события, более удаленные во времени (поскольку новые впечатления они обрабатывают недостаточно эффективно).
В целом память адаптируется к жизненным условиям и нормально функционирует до глубокой старости, но только если человек постоянно использует ее. При недостаточной мотивации она слабеет, часто переключается на работу в других сферах.
На качество работы человеческой памяти оказывают влияние многие факторы. Главные причины неудовлетворительной работы памяти имеют психологический характер (за исключением патологических случаев).
Беспокойство и депрессия — вот две основные причины плохой работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональных состояниях человек вообще перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность нормально записывать информацию.
Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состояние усугубляется навязчивыми мыслями, когда человек силится и не может вспомнить совсем не относящийся к существу дела факт. Нервное напряжение окончательно блокирует память
Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не сможете сразу же извлечь из памяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на ту же тему. Таким образом, вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нити разговора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгновенно, и чем больше факторов затрудняют ее работу, тем больше времени требуется подсознанию для поиска нужной информации.
Забыв какое-то слово, человек начинает беспокоиться, волнуется, не понимая, что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная особенность: чем дольше и сильнее мы стараемся вспомнить слово, которое "вертится на языке", тем больше времени требуется нам для сознательного извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только переключив внимание на другой предмет, мы позволяем нашему подсознанию заняться поиском нужной информации с удобной для него скоростью.
На работу памяти пагубное
влияние оказывают все
Одна из основных причин проблем с памятью заключается в злоупотреблении снотворными, поскольку ими пользуются чаще и регулярнее, нежели другими средствами. Снотворные вызывают сонливость и заторможенность, притупляя бдительность и внимание. Аналогичный эффект обусловливают некоторые сердечные препараты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мыслительные процессы, в результате чего запись и хранение информации осуществляется некачественно. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить кратковременную память. Даже умеренные дозы алкоголя пагубно отражаются на познавательных процессах мозга (абстрактное мышление, обработка информации, запоминание).
Алкоголь препятствует закреплению следа памяти. Однако старая информация, записанная в трезвом состоянии, не обязательно претерпевает искажения. По этой причине в состоянии алкогольного опьянения человек способен помнить события далекого прошлого и при этом забывает то, что случилось совсем недавно.