Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:54, контрольная работа
В политико-психологическом измерении массовые политические настроения — это однородная для достаточно большого множества людей субъективная, сложная аффективно-когнитивная сигнальная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта, отражающие удовлетворенность или неудовлетворенность общими социально-политическими условиями жизни; субъективную оценку возможности реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления притязаний.
1.ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ и стихийных форм поведения.
1.1Психология массовых политических настроений.
1.2Психология стихийных форм поведения
1.2.1Субъекты стихийного массового поведения.
1.2.2Особые психологические механизмы существования действующей толпы — паника и слухи
1.2.3Слухи как условие существования толпы
Список использованной литературы
Считается, что в достаточно обширной, политически значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию, причем трансформации в целом достаточно характерны и закономерны.
Многолетними наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха: сглаживание, заострение и приспособление.
(1) Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее.
Соответственно сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло, увеличиваются их масштаб и социальная значимость.
(2) Сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые способствуют его «функционализации». Эту тенденцию называют заострением.
В самых элементарных примерах цвета и марки столкнувшихся автомобилей могут исчезнуть (сглаживание), зато на месте одного раненого пассажира образуется «гора трупов» (заострение); внешность и одеяние драчунов забудутся, но драка с двумя участниками «виртуально» вырастет в массовую потасовку и т.д. Эти грубые примеры нуждаются, однако, в решающем уточнении, поскольку именно в деталях, как всегда, кроется дьявол.
Внешность и одежда участников конфликта, как говорилось, могут остаться за порогом внимания и запоминания. Но, если такие детали демонстрируют принадлежность к различным расовым, этническим, религиозным или сословным группам, а отношения между этими группами в данный период напряжены, то цвета кожи, глаз, волос, качество костюмов, марки автомобилей и прочее заслонят все остальное. Каким бы поводом ни был вызван конфликт, он будет интерпретирован массовым сознанием как национальный, конфессиональный или классовый, а это уже может дать импульс соответствующим продолжениям; фабула циркулирующего слуха воплотится в действия людей.
(3) Приспособление — под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.
Итак, изменения
фабулы в русле какой-либо одной,
двух или всех трех указанных тенденций
практически исключает
Порой слухи кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия: поиски провокаторов, репрессии против разговорчивых граждан и т.д.
Не секрет, что иногда (далеко не всегда) слухи намеренно распространяются специально нанятыми провокаторами. Но ни один «слухач» не в состоянии подсадить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации. Для этого ему нужно найти подходящую «нишу», в которой какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит в том, чтобы придать фабуле желательное содержание и направленность.
Первым фактором является интерес к теме: слух способен возникнуть там и тогда, где и когда к его предмету имеется интерес, а масштаб и маршрут его распространения обусловлены конфигурацией заинтересованной аудитории.
Второй фактор — дефицит надежной информации. Для слуха нужен не просто интерес, но интерес неудовлетворенный. Те, кому наличная информация представляется достаточной, — почва для слуха неплодотворная. Условно говоря, дефицит надежной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) и доверию к источнику.
Кроме того, существуют так называемые сопутствующие факторы распространения слухов.
1. Фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса (политику, актеру и т.д.), к референтной группе или к органам, принимающим решение, поддерживает свой статус неформального лидера мнения; короче, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих, а тем самым и в собственных глазах.
2. Фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т.е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.
Если группа
продолжительное время живет
в напряженном ожидании, люди испытывают
непреодолимое желание
Нельзя особо не сказать, что распространению слухов способствует и социальная среда. Поэтому одним из основных направлении профилактики распространения слухов является формирование слухоустойчивой среды.
Слухоустойчивая среда предполагает:
• высокую оперативность и систематичность официальных сообщений;
• неизменно
высокую достоверность
• систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику;
• оптимальное эмоциональное насыщение жизни, распределение ролей и функций согласно индивидуальным способностям и наклонностям, исключая ситуации бессобытийности и неудовлетворенности личностным статусом.
Циркулирующие слухи способны порой нанести очень серьезный социальный и психологический ущерб вообще и ущерб конкретным лицам и делам в частности. Во многих случаях нормальное функционирование группы, организации, фирмы, спокойная жизнь общества в целом, политическая успешность партий и лидеров зависят от умения предупреждать слухи и не терять голову при столкновении с ними.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
2. Антонян Ю.М., Еникеев
М.И., Эминов В.Е. Психология
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2006.
6. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.
7. Лебедев И.В., Цветков
В.Л. Психология в
8. Селиванова,О. А. О
неформальных объединениях
9. Сидоренков А.В.
10. Сидоренков А.В.
11. Юридическая психология:
учебник для студентов вузов;
под ред. В. Я. Кикотя. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,