Политическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

В политико-психологическом измерении массовые политические настроения — это однородная для достаточно большого множества людей субъективная, сложная аффективно-когнитивная сигнальная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта, отражающие удовлетворенность или неудовлетворенность общими социально-политическими условиями жизни; субъективную оценку возможности реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления притязаний.

Содержание работы

1.ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ и стихийных форм поведения.
1.1Психология массовых политических настроений.
1.2Психология стихийных форм поведения
1.2.1Субъекты стихийного массового поведения.
1.2.2Особые психологические механизмы существования действующей толпы — паника и слухи
1.2.3Слухи как условие существования толпы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политическая психологиЯ контрольная.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Считается, что  в достаточно обширной, политически  значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано  с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию, причем трансформации в целом достаточно характерны и закономерны.

Многолетними  наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха: сглаживание, заострение и приспособление. 

(1) Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее.

Соответственно  сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло, увеличиваются их масштаб и социальная значимость.

(2) Сюжет может  обрастать новыми деталями, первоначально  отсутствовавшими, которые способствуют  его «функционализации». Эту тенденцию называют заострением.

В самых элементарных примерах цвета и марки столкнувшихся  автомобилей могут исчезнуть (сглаживание), зато на месте одного раненого пассажира  образуется «гора трупов» (заострение); внешность и одеяние драчунов забудутся, но драка с двумя участниками «виртуально» вырастет в массовую потасовку и т.д. Эти грубые примеры нуждаются, однако, в решающем уточнении, поскольку именно в деталях, как всегда, кроется дьявол.

Внешность и  одежда участников конфликта, как говорилось, могут остаться за порогом внимания и запоминания. Но, если такие детали демонстрируют принадлежность к различным расовым, этническим, религиозным или сословным группам, а отношения между этими группами в данный период напряжены, то цвета кожи, глаз, волос, качество костюмов, марки автомобилей и прочее заслонят все остальное. Каким бы поводом ни был вызван конфликт, он будет интерпретирован массовым сознанием как национальный, конфессиональный или классовый, а это уже может дать импульс соответствующим продолжениям; фабула циркулирующего слуха воплотится в действия людей.

(3) Приспособление — под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.

Итак, изменения  фабулы в русле какой-либо одной, двух или всех трех указанных тенденций  практически исключает возможность  того, чтобы слух оставался полностью  достоверным.

Порой слухи  кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия: поиски провокаторов, репрессии против разговорчивых граждан и т.д.

Не секрет, что  иногда (далеко не всегда) слухи намеренно  распространяются специально нанятыми провокаторами. Но ни один «слухач» не в состоянии подсадить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации. Для этого ему нужно найти подходящую «нишу», в которой какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит в том, чтобы придать фабуле желательное содержание и направленность.

Первым фактором является интерес к теме: слух способен возникнуть там и тогда, где и когда к его предмету имеется интерес, а масштаб и маршрут его распространения обусловлены конфигурацией заинтересованной аудитории.

Второй фактор — дефицит надежной информации. Для слуха нужен не просто интерес, но интерес неудовлетворенный. Те, кому наличная информация представляется достаточной, — почва для слуха неплодотворная. Условно говоря, дефицит надежной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) и доверию к источнику.

Кроме того, существуют так называемые сопутствующие факторы распространения слухов.

1. Фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса (политику, актеру и т.д.), к референтной группе или к органам, принимающим решение, поддерживает свой статус неформального лидера мнения; короче, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих, а тем самым и в собственных глазах.

2. Фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т.е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.

Если группа продолжительное время живет  в напряженном ожидании, люди испытывают непреодолимое желание обсуждать  «между собой возможные опасности. Парадоксальным образом даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение — срабатывает эффект аффилиации, ощущение принадлежности к общине.

Нельзя особо  не сказать, что распространению  слухов способствует и социальная среда. Поэтому одним из основных направлении  профилактики распространения слухов является формирование слухоустойчивой среды.

Слухоустойчивая среда предполагает:

• высокую оперативность  и систематичность официальных  сообщений;

• неизменно  высокую достоверность сообщений;

• систематическую  и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику;

• оптимальное эмоциональное  насыщение жизни, распределение  ролей и функций согласно индивидуальным способностям и наклонностям, исключая ситуации бессобытийности и неудовлетворенности личностным статусом.

Циркулирующие слухи способны порой нанести очень серьезный  социальный и психологический ущерб  вообще и ущерб конкретным лицам  и делам в частности. Во многих случаях нормальное функционирование группы, организации, фирмы, спокойная жизнь общества в целом, политическая успешность партий и лидеров зависят от умения предупреждать слухи и не терять голову при столкновении с ними.

 

Список литературы

 

1. Андреева Г.М.  Социальная психология. М., 2000.

2. Антонян Ю.М., Еникеев  М.И., Эминов В.Е. Психология преступления  и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2006.

3. Асмолов А.Г. Психология  личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Васильев В.Л. Юридическая  психология. СПб.: Питер, 2001.

5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2006.

6. Крысько В.Г. Социальная  психология: Схемы и комментарии.  М., 2001.

7. Лебедев И.В., Цветков  В.Л. Психология в правоохранительной  деятельности: Учеб. пособие. М.: ЩИТ  и М, 2003.

8. Селиванова,О. А. О  неформальных объединениях безнадзорной  молодежи // Педагогика.-2005.-№10.-С. 49-59.

9. Сидоренков А.В. Психологические  противоречия в малой группе // Вопросы псхологии.-2003. С.41-50.

10. Сидоренков А.В. Психологический  механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция/А.В.Сидоренков // Вопросы психологии.-2004. С.63-72.

11. Юридическая психология: учебник для студентов вузов;  под ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Информация о работе Политическая психология