Половое просвещение и подготовка к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 16:22, доклад

Описание работы

Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников различны. Чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью, тем больше в ней случайного, ситуативного.
Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль. Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй важны как определенные социальные символы, знаки взросления.

Файлы: 1 файл

доклад половое просвещение и подготовка к браку.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. В ГДР средний возраст первой половой близости составляет 16,9 года, одинаково для юношей и для девушек. В странах Европы свыше половины юношей и 30–40 процентов девушек начинают половую жизнь до 18 лет.

Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников различны. Чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью, тем больше в ней случайного, ситуативного. 

Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль. Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй важны как определенные социальные символы, знаки взросления.

Обусловленное акселерацией ускорение полового созревания подростков и одновременное ослабление внешнего контроля над их поведением плюс либерализация «взрослых» норм половой морали и ломка традиционных стереотипов маскулинности и фемининности застали наше общество и школу врасплох. Нормативные ориентации сегодняшних юношей и девушек существенно расходятся с представлениями их отцов и дедов. К тому же сами эти ориентации весьма противоречивы. 

По-видимому, половым просвещением должен заниматься специально обученный человек, врач или учитель, сама роль которого придает беседе черты отчужденности, безличности: сообщается некоторая система знаний, а как ты применишь ее к себе – никто тебя не допытывает, захочешь – можешь спросить. И конечно, необходима (и дома, и в библиотеке) доступная литература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам. 

пути получения полового просвещения:

  1. Неформально сведения можно почерпнуть из разговора с родителями, попечителями, друзьями, в религиозных группах, из средств массовой информации и кампаний органов здравоохранения.
  2. Формальное половое просвещение предлагают школы и лица, оказывающие медицинскую помощь.

Иногда его преподают в виде полного курса как часть программы в средних и старших классах средней школы. В иных случаях это только один раздел более широкого курса биологии, курса сохранения здоровья, домашней экономики.

Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности – это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Старшеклассники должны не только знать биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т.д. 

Половые отношения – сфера деликатная, здесь часто проявляется то, что еще Ф. Энгельс называл «ложной мещанской стыдливостью» (Энгельс Ф. Георг Веерт// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 6). Некоторые родители и учителя выступают против полового просвещения в школах, так как все необходимые знания якобы содержатся в курсах биологии, а наши предки без них отлично обходились. Однако медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки дремуче невежественны в вопросах анатомии и физиологии пола, не говоря уже о психологии, деторождении и уходе за младенцами. 

По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана (1979), главными источниками информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи. Между тем информация, получаемая от сверстников, всегда неполна и очень часто ошибочна.  Половая жизнь начинается сегодня, как правило, до брака и нередко – до окончания школы. Предотвратить это школа не может, но она обязана предупредить своих питомцев о связанных с этим проблемах. 

Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнеров способствуют распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путем. Грозную опасность для всех представляет СПИД. Запугивать подростков опасностями половой жизни не следует, но рассказать им о них, равно как о доступных способах предохранения - необходимо.

Неизбежное следствие относительно ранних половых связей при низкой сексуальной культуре – увеличение количества случайных и нежелательных беременностей среди несовершеннолетних. Решить эту проблему только моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии нельзя. Нравственное воспитание не заменяет информации о противозачаточных средствах. Дефицит такой информации и самих контрацептивов повышает не уровень общественной морали, а число абортов.

Страусова позиция – не вижу, не знаю, не признаю! – не только нереалистична, но и глубоко безнравственна.

Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста, не менее важной, нежели подготовка к труду. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас. 

К сожалению, в современном обществе нет специальных образовательных программ, которые подготавливали бы молодежь к вступлению в брак.

В юности подростки связывают с вступлением в брак самые высокие ожидания:

  • мы будем счастливы;
  • нам не придется столкнуться с такими конфликтами, которые мы не сможем преодолеть;
  • если у нас будут дети, они вырастут, не причиняя нам особых неприятностей;
  • наша любовь друг к другу будет неизменной.

Разговор о браке уместен уже в ранней юности. Можно сказать, что юность – это время подготовки к браку. Какую бы специальность или род деятельности   мы не решили избрать, нам потребуется определенное время для того, чтобы приобрести необходимые знания и навыки. Но разве семья и брак менее важны в жизни, чем наша профессиональная деятельность? Будущая семейная жизнь также требует специальных навыков, знаний и обучения.

Подростки не могут поверить, что легкое и возвышенное чувство, питаемое лишь мечтами, может быть разрушено ежедневной рутиной, нарастающим раздражением, финансовыми трудностями и другими жизненными сложности и проблемы.

Льюис К.С. (книги "Просто'') предлагает следующие пути подготовки к браку и семейной жизни:

  • Развивать контроль над своим телом;
  • Не торопиться;
  • Хранить обещания;
  • Быть ответственным в финансовом отношении;
  • Воспринимать советы;
  • Преодолевать различия;
  • Серьезно воспринимать будущее.

Сысенко В. А. (1985) так формулирует основные направления  
деятельности по подготовке к семейной жизни: 

  • нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.); 
  • психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни); 
  • педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей); 
  • санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта); 
  • экономическая и хозяйственно-бытовая. 

Необходимо, чтобы будущие супруги вначале хорошо узнали друг друга, более объективно оценили, насколько гармоничным будет их союз. Существенной частью подготовки к браку становится ухаживание. Это пора, когда двое имеют возможность проверить и перепроверить друг друга, понять, насколько близки их взгляды на мир, системы ценностей; увидеть необходимость взаимных компромиссов и оценить свои силы в преодолении неизбежных противоречий и конфликтов. В браке придется неоднократно жертвовать своей едой, сном и свободным временем во имя интересов семьи.

 

Источники: Кон И.С. – Психология ранней юности

Льюис К.С. Просто христианство (Mere Christianity, 1952, на базе радиопередач 1941—1944 годов)

Источник: Андреева Т.В. Семейная психология 

 


Информация о работе Половое просвещение и подготовка к браку