Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:19, реферат
Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы). Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых "вещей" и использовании их в своих целях. Давайте рассмотрим, какими могут быть эти "вещи". Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол). Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).
Глава 2. Экономические блага,
прямо удовлетворяющие
В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные, продукты и услуги и производственные, или косвенные (промежуточные), блага. Первые служат непосредственно удовлетворению потребностей людей -- это уже созданные товары, которые готовы к продаже (например, хлеб, одежда). Вторые используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно (станки, сырье, материалы, оборудование и т.д.). Также их называют косвенными экономическими благами или экономическими ресурсами. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые, готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки, как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Подобное различие имеет значение с точки зрения экономической стабильности, так как производство продуктов разового пользования связано с равномерным спросом, а производство продукции длительного пользования менее стабильно, потребность в ней изменчива.
Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребление населения. Они включают и услуги, направленные на человека.
Для производства большинства благ нужны экономические ресурсы. Экономические ресурсы, т.е. факторы производства – это все природные, людские и все произведенные человеком ресурсы, используемые человеком для производства экономических благ. Их можно разделить на материальные ресурсы (вещественный фактор производства) и людские ресурсы (личный фактор производства).
К материальным ресурсам относятся земля (и все, что с ней связано: недра, вода рек и морей, сырьевые материалы) и капитал (реальный, физический, капитал: все произведенные человеком станки, машины, оборудование, здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.). Под людскими ресурсами подразумевается, прежде всего, труд (точнее способность к труду), а также (в микроэкономике) предпринимательская способность. Под предпринимательской способностью (предприимчивостью) понимают способность наилучшим образом соединять все факторы производства.
Поскольку наличные экономические ресурсы всегда ограниченны, постольку ограниченны и возможности удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому одной из важнейших задач экономики является задача наилучшего, наиболее эффективного использования ресурсов. Экономическая теория, таким образом, выступает как наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Для получения недостающих
Любое экономическое действие начинается с определения соответствующей потребности. Относительное и временное удовлетворению потребностей в рамках данного периода неизбежно влечет за собой их последующее возобновление, разрастание, усложнение и углубление. Такое положение остается постоянным. С другой стороны, наши средства для удовлетворения потребностей (ресурсы и технологии) практически всегда ограниченны. Эта ограниченность может быть различной. Таким образом, объемы и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность относительно друг друга. И выражаются в категории редкости благ.
Имеющихся в наличии у данного потребителя запасов благ может не хватать для удовлетворения данной потребности в полном ее объеме, что чаще всего и имеет место. Но даже если представить себе, что данная конкретная, узко определенная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае будет совершенно очевидным, что все остальные существующие у данного экономического субъекта потребности, которые также могли бы удовлетворены за счет использования тех же самых средств, что и насыщенная потребность, остались неудовлетворенными. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ.
В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности благ. А сама ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, представляется практически универсальным свойством благ, входящих в сферу экономической жизнедеятельности людей.
Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ И
Одним из определяющих факторов изменения спроса потребителя на рынке являются в экономической теории фактическое присутствие или отсутствие взаимодополняемых и взаимозамещаемых благ.
Взаимодополняемость представляет собой
определенное свойство благ, способное
удовлетворять потребности
Различают следующую взаимодополняемость:
1) полную:
а) абсолютную;
б) жесткую; Например, к паре лыж необходима пара креплений.
в) совершенную;
2) частичную, включающую
Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Полные комплементарные товары – это постоянно используемые в потреблении товары в определенном соотношении. Иначе говоря, данные товары дополняют друг друга (например, пара носков).
Выполнение функции полезности для комплементарных товаров имеет следующий вид:
U (X,Y) = min {aX, bY},
где а и b – числа положительные, которые отражают соотношения пропорции потребления товаров. Снижение стоимости аналогичных товаров, а именно одного из пары в результате приводит к тому, что спрос на него возрастает. Иначе говоря, сокращение стоимости одного из благ комплементарных товаров способствует увеличению спроса и росту цен на другой товар, и наоборот. Таким образом, наблюдается обратная связь между спросом на любой другой товар и стоимостью одного из взаимодополняемых благ. Уровень чувствительного реагирования спроса на одно благо при условии изменения стоимости любого другого товара характеризует коэффициент перекрестной эластичности.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.
Взаимозаменяемость
Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. При полных товарах—субститутах каждый человек может произвести в постоянном соотношении заменяемость благ.
Выполнение функции полезности для совершенных товаров—
U (X,Y) = aX + bY.
На практике в основном занимает место частичная взаимозамещаемость товаров, т. к. приобретенное определенное благо, возможно, будет замещено в какой—либо степени другим благом. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Коэффициент перекрестной эластичности,
его значение для данных благ положителен.
Существует особенность этого
Точное значение дополняемости или заменяемости товаров можно определить по оценке перекрестной эластичности путем исключения эффекта дохода, который образует асимметрию перекрестного эффекта стоимости, а также по отсутствию взаимосвязанной с ней определенности включения благ в полные субституты товаров или полные комплементарные товары.
Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.