Понятие акцентуация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Говоря об индивидуальных чертах, мы не представляем их себе как какой – то необозримый ряд возможностей. Можно выдвинуть следующий тезис: основные черты, определяющие индивидуальность человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным

Содержание работы

Понятие акцентуация личности……...…………………...……….........3
Тест Шмишека…………...………………………………………….…....6
Методика определения акцентуаций Э. Г. Эйдемиллера……..……11
Тест Н. И. Козлова...……………………………………………..….…..12
Список использованной литературы…………………………..……..15

Файлы: 1 файл

тема-Акцентуация личности.docx

— 69.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Понятие акцентуация личности……...…………………...……….........3

Тест Шмишека…………...………………………………………….…....6

Методика определения  акцентуаций Э. Г. Эйдемиллера……..……11

Тест Н. И. Козлова...……………………………………………..….…..12

Список использованной литературы…………………………..……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие акцентуация  личности.

     Говоря об индивидуальных чертах, мы не представляем их себе как какой – то необозримый ряд возможностей. Можно выдвинуть следующий тезис: основные черты, определяющие индивидуальность человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам:

Сфера направленности интересов  и склонностей.

Сфера чувств и воли.

Сфера интеллекта (ассоциативно-интеллектуальная)

А для того, чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему чертам.

    Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.

    Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация личности, по мнению К. Леонарда, соответствует такому состоянию личности, когда индивидуальный характер реакций на окружающее достигает особенной выраженности, что свидетельствует о возможности перехода нормы в патологию. К. Леонард считает, что акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, как социально-положительному, так и социально-отрицательному, развитию. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной.

Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую, и, наконец, могут  приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Обычно акцентуации развиваются  в период становления характера  и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация - эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Скрытая акцентуация - эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Согласно концепции акцентуации  характеров, присущие личности черты  могут быть разделены на основные и дополнительные. Именно основные черты характера составляют стержень личности, определяют развитие, процессы адаптации, психическое здоровье, а в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. При воздействии неблагоприятных факторов, акцентуации характера могут считаться патологическими. Поэтому, в частности, в современной психологии, акцентуации характера, во многих случаях, также носят название "психопатии характера". Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными личностями.

Выявление акцентуаций проводится с помощью тест-опросника Шмишека. В результате исследований с помощью опросника Шмишека может быть обнаружен тип акцентуации личности, кроме того, результаты могут быть представлены в виде профиля личности акцентуации и структура черт может анализироваться в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест Шмишека.

Являясь тестом характера, тест Шмишека изучает типы акцентуации характера человека, но именно как тест характера, тест Шмишека должен использоваться квалифицированным психологом для получения достоверных результатов и их интерпретации. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека (Шмишека-Леонгарда или просто "Шмишек" в качестве профессионального жаргонизма). Опросник состоит из 88 вопросов (см. в приложении), предполагающих один из двух вариантов ответа «да»/«нет» и 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности). Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования, по количеству баллов можно судить о степени развитости разных акцентуаций характера. Сумма первых полученных баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

Таблица для заполнения ответов:

1

+

2

+

3

+

4

-

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

+

19

-

20

+

21

-

22

+

23

+

24

+

25

-

26

+

27

+

28

+

29

+

30

-

31

-

32

+

33

-

34

+

35

+

36

+

37

+

38

+

39

+

40

+

41

-

42

-

43

+

44

-

45

+

46

+

47

+

48

-

49

-

50

-

51

-

52

-

53

-

54

-

55

-

56

+

57

+

58

+

59

+

60

+

61

+

62

+

63

+

64

+

65

+

66

-

67

+

68

+

69

+

70

+

71

+

72

+

73

+

74

+

75

-

76

+

77

+

78

-

79

+

80

+

81

-

82

+

83

+

84

+

85

-

86

+

87

+

88

+


Описание

При совпадении ответа на вопрос ответу присваивается один балл. Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

1.Гипертимический тип – 24б.  

( + :1, 11,23, 33, 45, 55,67,77. Сумму ответов умножить на 3.)

Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен  и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке. Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.

2. Тревожно-боязливый  тип - 18б.

(+ :16, 27, 38,49,60,71,82. -:5. Сумму ответов умножить на 3.)

Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний.

Человек с этим типом акцентуации  характера, нередко располагает  привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности  нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.

3. Дистимический тип – 15б.

(+ : 9, 21, 43,75, 87. Сумму ответов умножить на 3.)

Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни.

Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто  с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные  для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство  справедливости. Отрицательные черты  — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

4. Педантичный  тип – 16б.

(+ : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.  -: 36. Сумму умножить на 2.)

В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе —  бюрократ, предъявляет окружающим много  формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному  типу акцентуации характера свойственно  изводить домашних чрезмерными претензиями  на аккуратность.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты  — формализм, занудливость, брюзжание.

5. Возбудимый  тип – 12б.

(+ : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.)

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность  вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

В эмоционально спокойном  состоянии эти люди с этим типом  акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких  детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

6. Эмотивный тип - 24б.

(+ :3, 13, 35,47,57,69,79. - : 25. Сумму ответов умножить на 3.)

Имея выраженную акцентуацию  характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком  кругу избранных, с которыми устанавливаются  хорошие контакты, которых они  понимают "с полуслова". Редко  сами вступают в конфликты, играя  в них пассивную роль. Обиды  носят в себе, "не выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

7. "Застревающий" тип - 10б.

(+ :2, 15,24,34,37,56,68,78,81. -: 12,46,59. Сумму ответов умножить на 2.)

Его характеризует умеренная  общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом  деле, за которое берется, предъявляет  повышенные требования к себе.

Особо чувствителен этот тип  акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

8. Демонстративный  тип – 14б.

(+ : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. -:51. Сумму умножить на 2.)

Этому типу акцентуации характера  присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует  высокую приспособляемость к  людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют  конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

Информация о работе Понятие акцентуация личности