Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в
обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во
взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих
потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует
качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной
творческой деятельности формирует личность.
Особое место в социальной структуре общества занимает человек
как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть
не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных
отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

 

Психологическая структура личности

 

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Подструктура направленности – Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы. Социальный уровень (биологического почти нет).

Подструктура опыта – Умения, знания, навыки, привычки. Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического).

Подструктура форм отражения – Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции). Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального).

Подструктура биологических, конституциональных свойств – Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства. Биологический уровень (социальное практически отсутствует).

 

 

Характеристика потребности как источника активности личности

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения. 
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей: 
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные; 
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные; 
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные; 
- по степени конкретизации: общие и конкретные; 
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные; 
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные; 
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях; 
- по степени активности: активные и пассивные; 
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»); 
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные; 
- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные. 
В содержательном плане выделяют: 
- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие; 
- эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.; 
- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.; 
- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп; 
-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в деятельности и др.; 
- познавательные: потребность в познании, образовании; 
- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами; 
-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.). 
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению. 
К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени: 
1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы); 
2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, общение, любовь); 
3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным ростом индивида. 
Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода. 
1.Есть набор внешних условий, которые удовлетворяют работника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих условий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности. 
2. Есть система внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показателем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности). 
Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности: 
- в достижении; 
- в принадлежности; 
- во власти. 
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. В современных психологии, социологии, экономике существует масса самых различных классификаций, пытающихся сколь-либо полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведение человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. Например, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными). 
В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выделить экологические потребности, именно они обусловливают и определяют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, поскольку они характеризуют не только и не столько особое содержание, сколько качественную характеристику имеющихся многообразных потребностей. Например, возьмем биологические потребности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Кто-то пьет любую воду, а кто-то только очищенную, кто-то ест любую пищу, а кто-то только без примесей, химикатов, нитратов и т.п. Другими словами, экологические потребности - это потребности, связанные с чистотой среды обитания, жизненной среды в целом. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качественной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воздух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, которая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое. 
В соответствии со сказанным актуальную значимость приобретает проблема воспитания экологических потребностей человека. Решение данной проблемы позволит человеку научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой. По большому счету это и значит сделать человека существом духовным, нравственным, ответственным в прямом смысле этих слов.

Практическое задание

       

1. Фоновые показатели

       
     

1

2

3

4

5

å

       

2.

 

с

п

о

с

о

б

н

о

с

т

и

1

1

4

3

4

5

4

20

 

4

1

3.

 

х

а

р

а

к

т

е

р

   

2

5

 

4. Направленность

 

5

2

1

2

3

4

5

6

7

å

 

3

3

4

4

4

3

4

4

5

28

 

5

3

     

4

3

 

5. Опыт

 

4

4

 

1

2

3

4

5

6

å

 

5

4

 

4

4

4

3

4

4

23

 

4

5

     

6

4

 

6. психические  процессы

 

22

å

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

å

 

å

20

 

4

4

5

5

4

4

4

5

4

39

       
       
       

7. темперамент

       

 

Вывод

 

После подсчета баллов можно выделить, что получившие 4-5 баллов относятся к сангвиникам.


Информация о работе Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность