Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:59, доклад
Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Понятие и функции психики человека
Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих:
- внешний мир, природа, ее отражение,
- полноценная деятельность мозга,
- взаимодействие с людьми,
активная передача новым
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются
как внешними воздействиями, так
и раздражениями нервной
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д.
Психические процессы обеспечивают
формирование знаний и первичную
регуляцию поведения и
В сложной психической
деятельности различные процессы связаны
и составляют единый поток сознания,
обеспечивающий адекватное отражение
действительности и осуществление
различных видов деятельности. Психические
процессы протекают с различной
быстротой и интенсивностью в
зависимости от особенностей внешних
воздействий и состояний
Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).
Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.
Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Можно выделить 3 основные функции психики:
Отражение воздействий
окружающей действительности. Психическое отражение действительности
имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное,
однонаправленное отражение, а сложный
и постоянно изменяющийся процесс, которому
присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении
объективной действительности любое внешнее
воздействие (т. е. воздействие объективной
действительности) всегда преломляется
через ранее сложившиеся особенности
психики, через конкретные состояния человека.
Поэтому одно и то же внешнее воздействие
может по-разному отражаться разными людьми
и даже одним и тем же человеком в разное
время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это
правильное, верное отражение действительности.
Возникающие образы материального мира
являются снимками, слепками, копиями
существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения,
характерное для человека активное преобразование
отражаемого ни в коей мере не отрицают
объективную возможность правильного
отражения окружающего мира.
Регуляция поведения
и деятельности. Психика, сознание человека,
с одной стороны, отражают воздействия
внешней среды, адаптируются к ней, а с
другой — регулируют этот процесс, составляя
внутреннее содержание деятельности и
поведения. Последние не могут не опосредоваться
психикой, так как именно с ее помощью
человек осознает мотивы и потребности,
ставит перед собой цели и задачи деятельности,
вырабатывает способы и приемы достижения
результатов. Поведение же при этом выступает
как внешняя форма проявления психики.
Осознание человеком
своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной
стороны, обеспечивает правильные адаптацию
и ориентацию человека в объективном мире,
гарантируя ему эффективное осмысление
всех реалий этого мира и адекватное к
ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания
человек осознает себя как личность, наделенную
определенными индивидуальными и социально-психологическими
особенностями, как представителя конкретного
общества, социальной группы, отличающегося
от других людей и находящегося с ними
в своеобразных межличностных отношениях.