Понятие и классификация психических состояний человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие психического состояния.
2. Классификация психических состояний.
3. Тестовое задание
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная психология.docx

— 85.15 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский  филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Психология »

на  тему: «Понятие и классификация психических

состояний человека»

       

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент  2 курса

                                                    факультета  ФиК

                                                    направления бакалавр экономики

                                                    группы дневной

                                                    Филичкина А.А.

                                                     № л.д. 11флб01134

                                           Проверил: Назырова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Тула 2013г.

Содержание:

 Введение 

1. Понятие психического состояния.

2. Классификация психических состояний.

3. Тестовое задание

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «состояние», обусловливающий  поведение человека, представляет собой  системное понятие. Психофизиологическое состояние (функциональное) — это  совокупность трех составляющих: 1) внутренние психофизиологические условия; 2) внешняя  среда, в том числе и социальная; 3) факторы деятельности. Всякая деятельность, идеальная (психическая) или внешне реализуемая (поведенческая), предполагает наличие определенного фона или, другими словами, определенных условий. При одних условиях эта деятельность может протекать успешно, при  других — менее успешно, при третьих  — вообще невозможна. Для биологических  систем высокого уровня развития, каким  является человек, определение условий, детерминирующих различные реакции, является решающим, но часто вызывает затруднения. Каждый из нас субъективно  отличает состояние высокой работоспособности  от состояния утомления и сонливости, напряжение внимания от расслабленности.

Актуальность проблемы анализа  и оценки функционального состояния  человека, как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до настоящего времени определение понятия «функциональное состояние» неоднозначно и разные авторы дают его различную трактовку:

Функциональное состояние  — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и  качеств человека, которые прямо  или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В. И. Медведев).

Функциональное состояние  — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его  деятельности (В.П. Зинченко).

Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.Л. Марищук).

Все приведенные определения  имеют одну логическую основу. Состояние  характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние». [2. Стр.79-80]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие психического состояния.

Психическое состояние —  целостная характеристика психической  деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов). Психические состояния чаще проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный характер. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. Часто наблюдается несоответствие психических состояний вызвавшим их условиям, иными словами, ослабление их приспособительной роли, вплоть до полной дезорганизации поведения. Психическое состояние является неотъемлемой составной частью функционального состояния.

Состояния отличаются богатым  разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей  в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные  параметры состояния и его  своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и  бодрствования, исследуемые функциональные состояния — сон и бодрствование. Уровень бодрствования неоднороден, традиционно выделяют: утомление, монотонию, напряженность. Отдельно рассматривают различные формы стресса как психологической природы, связанные со стрессорами, действующими через вторую сигнальную систему, т.е. через словесные раздражители, так и связанные с воздействием социальных условий среды, а также и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы, таких, как температурные, механические, бароакустические, световые, барические. Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности.

Как правило, со стрессом связывают  действие факторов, ухудшающих психическое  и физическое здоровье человека. Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) был предложен канадским физиологом Г. Селье. В 1936 г. Селье опубликовал результаты своих исследований, где им было обнаружено, что при воздействии на организм разнообразных агентов (он назвал их стрессорами) в организме возникает стереотипная физиологическая реакция. Независимо от того, каков характер стрессора (мышечная нагрузка, холод, действие какого-либо яда, тревога, семейный конфликт, неприятные высказывания кого-либо и т.д.), ответ организма проявляется в учащении пульса, увеличении артериального давления, повышении в крови кортикостероидов — гормонов коры надпочечников. Весь комплекс физиологических реакций, протекающих по фазам, Селье и назвал «стрессом» или «общим адаптационным синдромом».

Стресс представляет собой  трехфазную реакцию адаптации. Это  фазы: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Они отражают динамику ответа на длительно действующий  стрессор. Выделяют системный, или физический, стресс, как особую физиологическую реакцию, отражающую в основном напряжение биологических систем в результате травмы, отравления, воспаления и т.д., и психический, или эмоциональный, стресс, отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. ». [2. Стр.80-82]

 

 

 

2. Классификация психических состояний.

Трудность классификация  психических состояний состоит  в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии , агрессии и ряда других состояний. Тем не менее существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины «состояние личности», «состояние интеллекта», «состояние сознания». Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.(рис. 1).

рис.1 виды психических состояний

Принцип разделения состояний  на те или иные категории объясняется  ниже (табл

 

Исходя из данной классификации можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта — в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1 / 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает  психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы — 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

В рамках данной концепции  формулы некоторых других психических  состояний можно описать следующим образом:

Тревога : 0.2 / 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.2 / 7.3

Любовь : 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Утомление : 0.1 / 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2

Восхищение : 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать  оба при-

знака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное

состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (напри-

мер, утомление не относится  ни к рассудку, ни к эмоциям).[4. Стр 154-156]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тестовое задание

Повышению самооценки человека в наибольшей степени способствует такой фактор, как:

а) угроза;

б) лесть;

в) критика;

г) похвала.

Выберите правильный вариант  ответа. Обоснуйте свой выбор.

Правильный ответ г) похвала

Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. .[1. 437]

Таким образом из всех вариантов  правильным я буду считать Г) так  как :

Похвала, определяемая как искреннее одобрение, подразумевает как информирование о правильности совершенного действия, так и положительную оценку этого действия. Общепризнанно, что похвала оказывает влияние на поведение. Она один из наиболее часто используемых подкрепителей в самых различных ситуациях. Большинство исследований , посвященных похвале, проводились в условиях школьного обучения и касались переменных, которые способствуют эффективности ее как подкрепителя.[1. 530]

А остальные термины никак  не могут повысить самооценку.

Угроза - высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.

Критика (от греч. kritike - искусство разбирать - судить),1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.

Лесть - угодливое восхваление кого-либо, чего-либо, лицемерное восхищение кем-либо, чем-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

3. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. — М.: Гардарики,

Информация о работе Понятие и классификация психических состояний человека