Понятие и общая характеристика возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие возрастного кризиса с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности рассматривал Д. Б. Эльконин.

Файлы: 1 файл

возр1.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и общая характеристика возрастного кризиса с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности

Понятие возрастного кризиса  с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной  и операционально-технической сторон деятельности рассматривал Д. Б. Эльконин. Он выделял две группы деятельности детей:

 Группа  (I) «ребёнок – общественный взрослый». Освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми, на основе чего развивается мотивационно-потребностная сфера.

Группа (II) «ребёнок – общественный предмет». Освоение способов действий с предметами, на основе чего формируется интеллектуально-познавательная сила детей, их операционно-технические возможности.

Он  использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени.

Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных  возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам:

  • — кризис новорожденности;
  • (I) — младенчество (2 месяца — 1 год) —ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное  общение с взрослым, внутри которой у ребёнка формируется предметная деятельность;
  • — кризис одного года;
  • (II) — ранний возраст (1 — 3 года) — ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, у ребёнка происходит овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми;
  • — кризис трех лет;
  • (I) — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли;
  • — кризис семи лет;
  • (II) — младший школьный возраст (8—12 лет) — ведущая деятельность – учебная деятельность, дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности;
  • — кризис 11 — 12 лет;
  • (I) — подростковый возраст (11 — 15 лет) — ведущая деятельность – общение со сверстниками, в межличностных отношениях они воспроизводят отношения между взрослыми. У подростков оформляются взгляды на отношения между людьми, жизненный смысл, своё будущее. В общении со сверстниками у них появляются новые мотивы и задачи, которые в будущем, в юношеском возрасте влияют на учебно-профессиональную деятельность;
  • — кризис 15 лет;
  • (II) — ранняя юность(старший школьник, 15-17 лет) –учебно-профессиональная деятельность.

Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность –  период освоения мотивов и задач  деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития. Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.

Основные кризисы возраста точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности:

  1. Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
  2. Кризис первого года (переход к раннему возрасту). Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
  3. Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
  4. Кризис 7 лет (переход к младшему школьному возрасту).Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.
  5. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Вывод:

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая  отношения  ребенка к среде, именно в изменении  потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка. Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды. Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.

  • Кризис – необходимый этап развития;
  • На каждом этапе развития решаются свои задачи;

Эти задачи необходимы, чтобы определить и конкретизировать цели, предмет  и результат педагогического действия.

 

 

2. Психологические особенности подростков с асоциальным поведением

          Актуальность вопроса состоит в том, что отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Подростковый возраст  обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

         Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными,  девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.

         Норма – это явление группового сознания. Она удерживает общественную систему в состоянии равновесия. Различают нравственные, морально – этические, правовые, социальные, психические нормы.

          Девиантное  поведение (лат. deviatio – отклонение) – один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.

         Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или  недостижения   возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков.

         Криминальное поведение – противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

          Аддиктивное поведение – один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА.  Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

          Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации – негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

         Факторы,  влияющие на возникновение асоциального  поведения, достаточно разнообразные:  личностные, социальные, биологические,  перенесенные заболевания и травмы.

           Биологические факторы.  Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что нет такого влияния, а потому,  что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.

          Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

• Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам

• Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе

• Трудности в общении со сверстниками на улице

• Тревога и напряжение в общении по месту учебы

• Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее

• Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям

• Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий

• Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания

• Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология

• Посттравматический синдром; перенесенное насилие

• Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям

• Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

            Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

            Школа является важным фактором, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей.  Большое значение  в этом случае имеет стиль работы педагога. Авторитарный стиль, когда работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. Либеральный стиль, при котором нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. Чаще это относится не столько к школе вообще, сколько к некоторым группам учителей.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод и рекомендации по профилактике асоциального поведения:

Асоциальное поведение подростка есть, с одной стороны, проявление неудовлетворенности личности связями в наиболее значимых для нее сферах деятельности, а с другой – результатом дефицита полезного общения в условиях, осложнивших педагогический и социальный контроль за содержанием полученной подростком информации.

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Она заключается:

- в выявлении и пресечении  случаев жестокого обращения  с подростками;

- в оказании помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации,

Информация о работе Понятие и общая характеристика возрастного кризиса