Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:27, контрольная работа
Понятие возрастного кризиса с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности рассматривал Д. Б. Эльконин.
1. Понятие и общая характеристика возрастного кризиса с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности
Понятие возрастного кризиса
с точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной
и операционально-технической
Группа (I) «ребёнок – общественный взрослый». Освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми, на основе чего развивается мотивационно-потребностная сфера.
Группа (II) «ребёнок – общественный предмет». Освоение способов действий с предметами, на основе чего формируется интеллектуально-познавательная сила детей, их операционно-технические возможности.
Он использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени.
Рассматривая ведущие
Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития. Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Основные кризисы возраста точки зрения предиодичности мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности:
Вывод:
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка. Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды. Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.
Эти задачи необходимы, чтобы определить и конкретизировать цели, предмет и результат педагогического действия.
2. Психологические особенности подростков с асоциальным поведением
Актуальность вопроса состоит в том, что отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.
Норма – это явление группового сознания. Она удерживает общественную систему в состоянии равновесия. Различают нравственные, морально – этические, правовые, социальные, психические нормы.
Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков.
Криминальное поведение – противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.
Аддиктивное поведение – один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации – негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Факторы,
влияющие на возникновение
Биологические факторы. Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
• Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам
• Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе
• Трудности в общении со сверстниками на улице
• Тревога и напряжение в общении по месту учебы
• Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее
• Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям
• Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий
• Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания
• Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология
• Посттравматический синдром; перенесенное насилие
• Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям
• Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Школа является важным фактором, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей. Большое значение в этом случае имеет стиль работы педагога. Авторитарный стиль, когда работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. Либеральный стиль, при котором нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. Чаще это относится не столько к школе вообще, сколько к некоторым группам учителей.
Вывод и рекомендации по профилактике асоциального поведения:
Асоциальное поведение подростка есть, с одной стороны, проявление неудовлетворенности личности связями в наиболее значимых для нее сферах деятельности, а с другой – результатом дефицита полезного общения в условиях, осложнивших педагогический и социальный контроль за содержанием полученной подростком информации.
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Она заключается:
- в выявлении и пресечении случаев жестокого обращения с подростками;
- в оказании помощи подросткам,
оказавшимся в трудной
Информация о работе Понятие и общая характеристика возрастного кризиса