Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:17, контрольная работа
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Содержание. 1. Понятие и особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. 2. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ 3. Организация жизнедеятельности детей
в период адаптации |
4.КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками .
Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:
Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.
Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода – не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.
В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения ДОУ медико-психологическая реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. После ее завершения можно попытаться записать ребенка в другое ДОУ либо в группу кратковременного пребывания детей, либо организовать воспитание в учреждениях дополнительного образования с учетом возраста ребенка. Сведения о неблагоприятной адаптации к яслям и детскому саду обязательно должны быть отражены в выписном эпикризе при поступлении в школу, так как это является фактором риска нарушения адаптации к школе.
Анализ эффективности всей системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений адаптации в ДОУ, проводимый педиатром, рекомендуется осуществлять по следующим показателям: число детей с различными видами адаптации; сравнение данных прогноза и реальной адаптации. Эти показатели следует анализировать по отдельным возрастным группам и в динамике работы ДОУ.
Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.
4.Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая ребѐнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь это неготовность родителей к негативной реакции ребѐнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребѐнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребѐнка за слѐзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всѐ, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребѐнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребѐнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
Ещѐ одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаѐтся им. Родителям очень важно понимать, что ребѐнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слѐзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещѐ очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещѐ больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребѐнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчѐнно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребѐнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всѐ также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребѐнка, помогать ему преодолевать трудности.
5.Заключение.
Детский сад - серьёзный вызов в жизни
ребёнка ,большое испытание для малыша,
а любое испытание – или ломает ,или закаляет;
делает сильнее ,продвигает вперед в развитии
– или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний
день актуальна тема взаимодействие ДОУ
и семьи в период адаптация детей к условиям
дошкольного образовательного учреждения.
Сопровождение адаптации дошкольников
к детскому саду осуществляется в процессе
взаимодействия всех специалистов дошкольного
учреждения при поддержке родителей и
включает следующие направления профессиональной
деятельности: психологическую и педагогическую
диагностику, консультирование, методическую
и организационную работу.
Фактором, влияющим на характер поведения
ребенка в процессе привыкания, является
личность самого воспитателя, который
должен любить детей, быть внимательным
и отзывчивым по отношению к каждому ребенку,
уметь привлечь его внимание. Воспитатель
должен уметь наблюдать и анализировать
уровень развития детей и учитывать его
при организации педагогических воздействий,
должен уметь управлять поведением детей
в сложный для них период привыкания к
условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным
условиям. Когда он приходит в детский
сад, многие условия его жизни резко изменяются:
режим дня, характер питания, температура
помещения, воспитательные приемы, характер
общения и т.п. Ребенок находится в состоянии
психоэмоционального напряжения, потому
что он оторван от знакомой обстановки,
родных лиц, привычного общения, а к этому
добавляется и физиологический стресс,
вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей
в ДОУ необходимо начинать со сбора информации
о потенциальных воспитанниках (эту информацию
можно получить в детской поликлинике,
на педиатрических участках), организация
родительских собраний. На таких мероприятиях
решаются многие проблемы, связанные с
поступлением ребенка в детский сад: родители
могут детально ознакомиться с организацией
жизни малышей в детском саду, режимом
питания, режимом дня, с образовательной
программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания, с
особенностями адаптационного периода,
показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша
к жизни в детском саду – знакомство с
педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание
ребенка к режиму детского сада. Резкая
смена режима дня малыша влияет на его
здоровье. Поэтому родители в этот период
должны осуществлять рекомендованные
педагогами и медиками мероприятия, которые
способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации
детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую
группу детей .
2. Постепенное заполнение групп (прием
2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный
период адаптации (2–3 часа, возможность
пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском
саду (свободное время прихода, дополнительные
выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся
у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья,
эмоциональным состоянием, аппетитом,
сном ребенка в первый месяц (с этой целью
на каждого ребенка заполняется так называемый
«адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для
малыша. Но в это время тяжело не только
детям, но и их родителям. Поэтому очень
важна совместная работа воспитателя
с родителями.