Понятие и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ……………………………………......…….4
Понятие и цель общения…….………………………………..4
Функции и виды общения….……………………………........5
Уровни и средства общения………………………………….7
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……….…………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………12

Файлы: 1 файл

психол.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

    1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ……………………………………......…….4
      1. Понятие и цель общения…….………………………………..4
      2. Функции и виды общения….……………………………........5
      3. Уровни и средства общения………………………………….7
  1. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……….…………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

1.1. Понятие и цель общения

 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей.

Назовем основные из них:

1) Деловое общение обычно  включено как частный момент  в какую-либо совместную продуктивную  деятельность людей и служит  средством повышения качества  этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг  психологических проблем внутреннего  характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно  затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение  своего отношения к значимому  человеку, к тому, что происходит  вокруг, разрешения какого-либо внутреннего  конфликта.

3) Инструментальное –  общение, которое не является  самоцелью, не стимулируется самостоятельной  потребностью, но преследует какую-то  иную цель, кроме получения удовлетворения  от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит  средством удовлетворения специфической  потребности, в данном случае-потребности  в общении.

 

1.2. Функции и виды общения

 

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

1) инструментальная функция  характеризует общение как социальный  механизм управления и передачи  информации, необходимой для исполнения  действия;

2) интегративная функция  раскрывает общение как средство  объединения людей;

3) самовыражение - функция  определяет общение как форму  взаимопонимания психологического  контекста;

4) трансляционная функция  выступает как функция передачи  конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно  может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение  делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое  для поддержания, сохранения и  развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение  может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое  с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные  контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

 

 

 

1.3. Уровни и средства  общения

 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого  человека, представление себя другому  человеку.

2. Ориентировка в ситуации  общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей  проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход  из него).

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

1. Вербальная коммуникация  общения осуществляется посредством  речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический (слова) и синтаксический (предложения). Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

2. Невербальная коммуникация:

А) Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Б) Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

В) Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Г) Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

 

 

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. это связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

1. групповая интеграция (совместная  трудовая деятельность, кооперация),

2. конкуренция (соперничество),

3. конфликт.

Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности,

осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Информация о работе Понятие и виды общения