Понятие и виды стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:06, доклад

Описание работы

Что же такое стресс? Стресс является нормальным физиологическим ответом на события, которые заставляют нас чувствовать, что под угрозой находится наше выживание и благополучие. Когда мы чувствуем опасность, реальную или воображаемую, защитные силы нашего организма запускают быстрый автоматический процесс, ответ на стресс, известный как «борьба или бегство».

Файлы: 1 файл

Понятие и виды стресса.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и виды стресса.

Что же такое стресс? Стресс является нормальным физиологическим  ответом на события, которые заставляют нас чувствовать, что под угрозой  находится наше выживание и благополучие. Когда мы чувствуем опасность, реальную или воображаемую, защитные силы нашего организма запускают быстрый  автоматический процесс, ответ на стресс, известный как «борьба или  бегство». В организме запускается  целый комплекс сложных химических реакций, которые заставляют нас  либо встретиться лицом к лицу с угрозой, либо скрыться от неё в  неизвестном направлении.

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Основным вектором развития физиологии и медицины середины ХIХ - начала ХХ вв. стало формирование представлений об интегрированном функционировании организма как единого целого во всём многообразии взаимодействий с внешней средой. Существенный вклад в развитие данного направления внёс, в частности, известный немецкий врач и патологоанатом Р. Вирхов. Согласно разработанной им теории целлюлярной патологии, всякое заболевание представляет собой сумму нарушений на клеточном уровне, а болезнь - это целостный процесс, имеющий определённую локализацию и причинно-следственную цепочку последовательных изменений. Он впервые показал социальную природу многих распространённых заболеваний.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы  выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим  протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом.Понятие стресса быстро вышло за границы сугубо профессионального использования и стало достоянием массового сознания. Однако, несмотря на «общедоступность», его содержание имеет глубокие естественнонаучные корни. Родоначальником концепции стресса являлся один из крупнейших физиологов ХХ в. Г. Селье. Он родился в 1907 г. в пригороде Вены, центре Австро-Венгерской империи, получил начальное медицинское образование в Праге, а затем в университетах Парижа и Рима. Спасаясь от нацизма, он эмигрировал в Америку и, проработав два года в знаменитом медицинском центре США - Университете Дж. Гопкинса, продолжил исследования в университете Макгилла в Канаде. Трудный путь эмигранта дал ему многое в плане формирования общенаучной философии мышления. Впитав принципы целостности анализа явлений, развиваемых в европейском естествознании, и пройдя школу «строгого эксперимента» в США, он смог увидеть нечто общее и уникальное в побочных результатах своих опытов над грызунами, которых подвергал различным вредоносным воздействиям. Результаты исследований дали ему основание сформулировать оригинальную концепцию общего адаптационного синдрома, для краткости обозначенного как стресс (от англ. stress - давление, напряжение, нажим). Впервые основные положения концепции были опубликованы им в статье, вышедшей в журнале Nature в ноябре 1936 г.

У большинства людей с  термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы  бывают двух видов.

Полезные стрессы, или  эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.

Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители? 1972 г. Всемирная организация здравоохранения  приняла такое определение: стресс - это неспецифическая (то есть одна и одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное  к нему требование. Стресс - это ответ  на угрозу, реальную или воображаемую. В одном исследовании с солдатами-новобранцами имитировалась ситуация аварии и  вынужденной посадки самолета. Перед  подъемом на борт каждому была вручена  для 10-минутного изучения брошюра  с инструкциями о необходимых  действиях при возможной катастрофе. Каждый участник полета надел спасательный жилет и парашют. Неожиданности  начались на высоте полутора километров: самолет накренился набок. Все увидели, как один из пропеллеров перестал вращаться, а через наушники услышали о других неполадках. Потом солдатам сообщили, что сложилась критическая ситуация. Ощущение достоверность повышалось за счёт того, что они будто бы случайно услышали сквозь наушники тревожный диалог пилота с наземными службами. Самолет находился неподалеку от аэродрома, поэтому участники могли видеть, как на взлетную полосу съезжаются грузовые и санитарные машины. Через несколько минут прозвучал приказ приготовиться к приводнению в открытом океане, поскольку отказало посадочное устройство…Спустя некоторое время самолет благополучно приземлился на аэродроме.

Как же реагировали солдаты  на катастрофическую ситуацию? У многих возникли сильные эмоциональные  переживания, связанные со страхом  смерти, некоторые «онемели от ужаса”. Но это и не удивительно. Удивительно  другое: у нескольких участников таких симптомов не наблюдалось - одни имели солидный летный опыт и смогли разгадать инсценировку, а другие были уверены в своей способности выжить (Я. Коломинский, 1986).

Итак, возникновение и  переживание стресса зависит  не столько от объективных, сколько  от субъективных факторов, от особенностей самого человека: от оценки им ситуации, сопоставления своих сил и особенностей с требуемым и др. Любая неожиданность, нарушающая привычный ход жизни, может стать причиной стресса или стрессором, по терминологии Г. Селье. При этом не имеет значения содержание самой ситуации и степень её объективной угрозы. Важным является само субъективное отношение к ней. Поэтому определённая ситуация (скажем, получение «двойки”) одними может восприниматься, как стрессовая, а у других она не вызовет никакого стресса. Будут иметь значение внутренние особенности человека. Обратите внимание на эту важную особенность стресса, она важна для борьбы с ним.

Автор учения о стрессе  Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, - постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс - состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры - любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности. Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними. По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными. Стрессор - это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые  относятся к окружающей среде, имеют  психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), социологическую (безработица, смерть любимого человека) остальные - философского характера.

Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

- повседневные неприятности требуют минуты для адаптации;

- критические жизненные  события, травматические события,  которые требуют качественной  структурной реорганизации в  структуре личности человека  и сопровождаются не только  кратковременными эмоциями, а стойкими  аффективными реакциями; требуют  больше времени на адаптацию,  чем повседневные стрессоры;

- хронические перегрузки - стрессор долго действует во  времени: в результате всё время  повторяющихся неприятностей семье,  перегрузок на работе, или после  серьёзных, субъективно-значимых  событий (развод, к примеру).

2. Методы нейтрализации стресса. Метод биологической обратной связи.

Существует  много методов коррекции психо-эмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, с другой — реальным условиям, существующим в данном месте ив данное время. В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К.В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятии, указывает на следующие способы:

  • аутогенную тренировку; 
  • различные методы релаксации; 
  • системы биологической обратной связи;
  • дыхательную гимнастику;
  • включение в жизнь человека положительных эмоций;
  • музыку;
  • физические упражнения;
  • психотерапию;
  • физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);
  • иглоукалывание и др.

При этом обмечается, что выбор какого-то метода коррекции  стресса должен определяться той  системой организма, показатели которой  наиболее сильно отклоняются от нормальных значений. Особо подчеркивается, что  речь должна идти не о «среднестатистической  норме», а о нормальных именно для  данного индивидуума жизненных  показателях.

Кроме того, для коррекции стресса необходимо помимо специфических мер психологического воздействия использовать и общеукрепляющие  методы. Например, профилактика нарушений  сердечно-сосудистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.

Одним из методов нейтрализации  стресса является дыхательная гимнастика. Дыхание — уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.

Во-первых — это второй пожизненной важности процесс нашего организма (после работы сердца). Без  еды человек может прожить  месяц, без воды — неделю, без  дыхания — две-три минуты.

Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от работы желудка, печени или Почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие  на деятельность других внутренних органов.

В-третьих, ритм дыхания тесно  связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование  позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

В-четвертых, соотношение  вдоха и выдоха влияет на настроение человека. Вспомним, как дышит печальный человек? Он делает глубокий вдох и протяжный выдох (так называемый «вздох»). А как дышит спортсмен перед боем? Он делает короткий, энергичный выдох.

Таким образом, наше психологическое  состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять в нужную сторону свое настроение. Эти факты объясняют, почему во всех восточных духовных и телесных практиках (начиная от йоги до карате) дыхательные упражнения обязательно входят в базовые навыки и начинающих учеников и опытных мастеров.

В настоящее время дыхательные  упражнения широко применяются в. различных комплексах упражнений, направленных на уменьшение уровня стресса. Одним из наиболее простых способов использования антистрес сорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Можно сконцентрироваться на движении грудной клетки, ритмически поднимающейся и опускающейся в такт дыханию, на тихом шелесте входящего и выходящего из легких воздуха, но проще всего концентрироваться на потоках воздуха, проходящих через легкие. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Медитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источника стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания.

Существует два основных способов дыхания: грудное и брюшное. Первое — за счет межреберных мышц, а второе — за счет сокращения диафрагмы.

Брюшное дыхание (животом) считается  более физиологичным, хотя, может  быть, выглядит и не так эстетично. Тем не менее брюшное дыхание  оказывает явно выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения (усиление перистальтики кишечника и активизация деятельности поджелудочной железы и печени) И легочной вентиляции (очищение от микробов нижних долей легких). Кроме того, оно более эффективно при нейтрализации стрессов высокой интенсивности. Такой эффект достигается как за счет более выраженных мышечных усилий, так и благодаря задержке дыхания в фазе выдоха. Сравнение двух источников потенциальной опасности: психологического и биологического (связанного с нехваткой кислорода) в значительной мере обесценивает первый из них.

Информация о работе Понятие и виды стресса