Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:34, реферат
Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
Массовое распространение компьютерной техники, в том числе в школе, придает новый импульс методам стандартизированного наблюдения. Дело в том, что провести корректное согласование экспертных оценок и измерить их надежность-валидность вручную, конечно, довольно трудно. Другое дело, когда вы вооружены специализированной компьютерной программой, облегчающей и сбор, и анализ таких экспертных оценок.
В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя другим исполнителем – автором данной методики стандартизированного наблюдения, Если наблюдение производится в практических, а не в исследовательских целях, то поисковое наблюдение никогда не завершается на поисковом этапе, и после выделения минимального набора признаков наблюдение переходит на этап реализации – этап фиксации выделенных признаков и статистики (частоты) их появления у наблюдаемых объектов. Иногда этот этап называется кодированием.
Приведем простейший пример. Пусть нас интересует такое психическое свойство детей, как «экзаменационная тревожность». Этот термин пришел из психологической службы вузов, где студентам постоянно приходится сдавать экзамены. В школе он обозначает особую тревожность детей при выполнении любого задания, за которое они заведомо будут аттестованы (в частности, за ответ у доски). Каковы внешние признаки тревожности? Один из очевидных признаков – «мышечный тремор» (обыкновенная дрожь). В состоянии тревожного возбуждения дрожат не только руки, но и мышцы голосовых связок, что придает голосу характерную неровную интонацию. Выраженный мышечный тремор (в стадии, сильно заметной для постороннего наблюдателя), очевидно, является более «сильным» признаком тревожности, чем изменение окраски лица (как известно, покраснение или побледнение является следствием так называемой вазомоторной, или сосудистой, реакции, появляющейся в состоянии тревожного возбуждения). За «выраженный тремор» следует начислять 3 очка, за «выраженную вазомоторику» – 2 очка, а например, за единичную речевую запинку (синтаксический и интонационный сбой в произнесении фразы или оговорка) – 1 очко.
Таким образом, полная инструкция для стандартизированного наблюдения должна включать максимально развернутые описания кодифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями).
Диагностика на основе наблюдения обязательно предполагает ведение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения. Приведем пример такого наблюдения за работой членов малой группы в процессе решения группой какой–либо задачи. Используется схема категорий для анализа делового группового взаимодействия людей по методу стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.
Категории для наблюдения и анализа группового процесса взаимодействия участников.
.
Эта схема и приведенная
на ней система категорий
Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процессе наблюдения каждое действие участников группы (движения, высказывания, реакции и т. п.) и относит его к одной из перечисленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчитывается количество действий каждого типа для группы в целом и для каждого его участника в отдельности. На этой основе строятся индивидуальные для каждого участника и общегрупповой профили взаимодействия, по характеру которых делаются выводы о том, как работала группа и каждый из ее участников, кто и какой конкретный вклад – положительный или отрицательный – внес в итоги работы группы.
Работа психолога тесно связана с использованием психодиагностических методик, в том числе большого количества различных опросников. Вместе с тем, порой, нет – нет, да и возникают сомнения: не теряется ли неповторимость, присущая каждому отдельному человеку, при обобщении разрозненных фактов (полученных при помощи опросников) в некое единое представление о человеке? Так ли одинакова у всех возможность осмысленно дифференцировать те или иные качества, ощущения и переживания? Не имеем ли мы дело с уже сложившимися о себе стереотипами?
Еще один вопрос – использование стандартизированных опросников для диагностики тех или иных особенностей самого психолога. Как-то уж очень быстро распознает он, на что направлена та или иная методика и что она измеряет. Это значительно осложняет процесс получения достоверных данных. Следует отдельно отметить, существует крайне малое число специальных методик, позволяющих отследить уровень профессионализма психолога.
Вариантом решения обозначенных
проблем может стать
Для того чтобы проверить свои возможности к интроспекции необходимо учитывать важные качества психолога. К таким качествам можно отнести умение отслеживать собственные реакции, возникающие в каждый конкретный период времени, возможность оценивать свое психическое состояние и переживания.
Оптимальным вариантом первичного обследования является скрининг-диагностика (от англ. screen – «сито»). Эффективность проведения скрининг-обследования психического развития детей-дошкольников повышается при использовании целостного комплекса методик.
Основным критерием
составления комплекса методик
была пригодность их совокупности отражать
в поверхностном срезе
Скрининг-Тест (screening test) – простой диагностический тест, применяющийся для исследования большого количества людей с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо заболевания. Ограниченность применения того или иного скрининг-теста зависит от силы и частоты распределения заболевания, а также от эффективности и доступности проводимого лечения. Другими факторами, которые также необходимо учитывать, являются безопасность, простота применения, стоимость и чувствительность того или иного теста.
Скрининг-Тест (screening test) – оценочный инструмент или процедура (биологическая или психологическая), главная цель которой – выявить в какой-либо определенной популяции как можно больше лиц, в настоящее время страдающих болезнью или расстройством либо подверженных риску обрести их в какой-то момент в будущем. Эти тесты часто не являются диагностическими в строгом смысле слова, хотя за тестом с положительными результатами, как правило, следует один или более определяющих тестов для подтверждения или опровержения диагноза, предположительно поставленного в результате скрининг-теста. Тест с высокой чувствительностью способен выявить большинство истинных случаев искомой болезни. Например, чувствительность порядка 90 % означает, что тест выявит 90 человек как положительных из известных 100 больных (и пропустит 10 человек, которые составят «ложноотрицательные» случаи). Специфичность, с другой стороны, относится к способности теста исключить ложные случаи, т.е. чем больше специфичность, тем меньше вероятность того, что тест даст положительные результаты у лиц, которые фактически не являются носителями искомой болезни («ложноположительные» случаи).
Термин «скрининг-инструмент» также широко используется, особенно в отношении опросника или схемы краткого интервью. Примерами скрининг-инструментов для выявления расстройств вследствие потребления алкоголя являются Тест на выявление расстройств от употребления алкоголя (AUDIT), Мичиганский скрининг-тест на алкоголизм (MAST), Мюнхенский тест на алкоголизм (MALT) и др.
Самое главное в психологическом исследовании, это то, что исследование никак не должно основываться на простой регистрации результата деятельности и устанавливать и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния. Один и тот же внешний результат может иметь разное психологическое содержание, это зависит от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, которое исходит из внешних данных, его правильная расшифровка требуют обязательного изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Методика психологического исследования, которая идёт к психологическому познанию человека, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Потому что образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание общественной практикой. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не использование одних только статистических данных, но и анализ конкретных индивидуальных случаев. Каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, которая отличается от других методов. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения.
Информация о работе Понятие интраспекции, скрининг и его типы