Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:29, реферат
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают:
Классификация форм интуиции
Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Он различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.
Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:
I. Интуиция как восприятие
II. Интуиция как воображение
Интеллектуальную интуицию Бунге классифицирует следующим образом:
I. Интуиция как разум.
II. Интуиция как оценка.
Однако классификация, приведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.
Проблема классификации
В отличие от формальных содержательные классификации опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный акцент делается на раскрытие внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности. По-видимому, этот способ классифицирования может быть применен к проблеме интуиции.
Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации. За основу своей классификации Бунге берет видовое деление различных интуиций, имеющих место в процессе научного познания, причем выбирая из общей иерархии те, которые наиболее часто употребляются исследователями.
Наиболее удачным
Концептуальная интуиция - процесс
формирования новых понятий на основе
имевшихся ранее наглядных
Эйдетическая интуиция - построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.
Предложенный вариант
Опираясь на эту схему, мы получаем
возможность не просто констатировать
факт существования интуиции, как
формы познавательного
Соотношение дискурсивного и идеального
Вопрос о соотношении
Особенно остро этот вопрос встал
в связи с исследованием
Существует достаточно много подходов к решению данной проблемы, но все они, пожалуй, в конечном счете, сводятся к трем основным направлениям:
Первое из названных направлений в весьма четкой форме представлено в интуитивизме.
Достаточно распространенным в
настоящее время является второе
направление, в защиту которого, как
правило, выступают логики, хотя подобная
точка зрения распространена и среди
философов, считающих, что задача исследования
проблемы как раз и состоит
в том, чтобы снять мистический
и иррациональный налет с интуиции
и подвести ее под систему логико-
Эта точка зрения имеет, естественно,
не только своих сторонников, но и
противников. Не вдаваясь в существо
дискуссий, споры порою ведутся
не по существу вопроса и связаны
с различным толкованием
Все дело в том, что понятие «логическое» имеет весьма широкую семантическую амплитуду. В.И. Ленин назвал «тонкой и глубокой» мысль Гегеля, в которой речь идет о том, что логика похожа на грамматику: для начинающего - это одно, для знающего - уже другое. Особое значение В.И. Ленин придавал идее о тождестве логики и теории познания. В данном случае и для Гегеля, и для В.И. Ленина речь шла о диалектической системе знания в целом, и В.И. Ленин подчеркнул важнейшее значение диалектических принципов, опираясь на которые Гегель заложил основы современной теории познания.
Для самого Гегеля человеческий разум не представлял собой чего-то единого и однозначного, а выступал в виде сложной иерархической системы, в которой, кроме «мышления вообще», имеются «разумное мышление» и «рассудочное мышление», находящиеся между собой в диалектическом противоречии. Говоря о сложной структуре процесса познания, Ф. Энгельс различал учение о законах самого процесса мышления, логику и диалектику»… Теория законов мышления отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная «вечная истина», как это связывает со словом «логика» филистерская мысль».
Если со словом «логика» жестко и
однозначно связать теорию познания
в полном объеме, то тогда, конечно,
не остается ничего и нелогического,
но вместе с тем отпадает необходимость
в логике как науке. Диалектический
материализм рассматривает
Дело, однако, не в том, что то или иное явление не подчинено никаким законам, а в том, что эти законы остаются пока непознанными. Это один из основополагающих тезисов марксистской гносеологии.
Из трех вышеупомянутых направлений в решении проблемы интуитивного и дискурсивного наиболее верным представляется то, в котором интуиция и логика выступают как две взаимопредполагающие и одновременно противоречивые стороны процесса познания.
Противоречивым, как отмечал Ф. Энгельс, является само мышление, в котором имеет место синтез чувств и высших форм абстракции. Диалектика процесса познания с необходимостью предполагает (и это подтверждается теоретическими исследованиями), что такая форма познания, как дискурсивно-логическое (рассудочное) мышление, не может в полной мере объяснить и исчерпать процесс познания. Разумное не тождественно рассудочному. «Цель борьбы разума, - говорил Гегель, - состоит в том, чтобы преодолеть то, что фиксировано рассудком».
Необходимость признания факта одновременной дискурссивности и интуитивности познавательного процесса - яркое свидетельство его диалектического характера. Некоторые виды представлений, считает Ж. Адамар, «могут дать мысли ход более логический, другие - ход более интуитивный». Однако от одной логической системы к другой можно перейти лишь с помощью интуиции. Это показал еще Декарт.
Против абсолютизации
Критика взглядов логистов со стороны Пуанкаре, позднее де Бройля, Эйнштейна, Бунге и других в интерпретации некоторых ученых переросла в крайность другого рода. Так, Ю. Гурт вообще отрицает роль логики в научном творчестве. «Можно смело утверждать, - пишет он, - что никто из великих гениев научной мысли не мыслил логически так, как это изображается в учебниках логики, т.е. в фигурах, модусах, схемах, положениях». Если Гурт оговаривает содержание понятия «логическое», то Николь утверждает, что новые творения вообще ничем не обязаны «ни логике, ни разуму». «Интуиция начинается там, где отбрасываются логические пути анализа проблемы».
Иного мнения придерживается И.А. Бернштейн. Прекращение попыток логического решения задачи, по его мнению, отнюдь не создает предпосылок к ее изгнанию из «поля зрения психики», а лишь приводит к изменению деятельности психики, в частности к активизации тех ее форм, которые связаны с интуицией.
Представляется надуманным, лишенным
достаточных оснований и вопрос
о якобы имеющем место каком-то
«наступлении» логики на позиции
интуиции. Подобное предположение несостоятельно,
поскольку при его
В проблеме соотношения интуитивного
и дискурсивно-логического
Ни «хорошая» интуиция, ни умозаключение,
построенное по всем правилам логики,
не могут гарантировать получение
истинного знания. Логический метод
доказательства не может рассматриваться
в качестве критерия истинности аксиоматических
и теоретико-вероятностных
Заключение
Если говорить о месте интуиции в философии, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.
Согласно новейшим исследованиям
в области нейрофизиологических
основ функционирования мозга человека,
практически любая его