Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:34, контрольная работа
Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие – форма мысли, в которой на основе общей совокупности отличительных признаков, свойственных предмету или группе предметов, эти предметы обобщаются и выделяются в некоторый класс
1. Характеристика понятия
2. Содержание и объем понятия
3. виды понятий и отношения между ними
Задание: Приведите примеры логических отношений между понятиями. Схематично (на кругах) изобразите их
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Уральский Институт Коммерции и Права
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине: «Логика»
Тема: «Понятие»
(по сокращённой программе)
Видюшкина Ольга Олеговна
г. Екатеринбург
2009
Содержание
Задание: Приведите примеры логических отношений между понятиями. Схематично (на кругах) изобразите их
Чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо выяснить, как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.
Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого мышления.
Объективная возможность возникновения и существования понятий в мышлении человека обусловлено предметным характером окружающего мира.
Все предметы имеют определённый
характер. Они состоят из элементов,
связанных между собой и
Как форма мысли, понятие
возникает в результате операции
обобщения и выделения
Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие – форма мысли, в которой на основе общей совокупности отличительных признаков, свойственных предмету или группе предметов, эти предметы обобщаются и выделяются в некоторый класс (Гетманова А. Д. «Учебник логики»).
Приведём другое определение понятия:
Понятие – это форма мышления, по средствам которой отражаются общие и существенные признаки предмета, взятые в их единстве (Иванов Е. А. «Логика»).
Оба определения в полном объёме отражают сущность понятия.
Понятия выполняют две основных функции.
Первое – это их познавательная функция. Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки. Понятия широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т.д.
Другая функция понятия – коммуникативная, то есть функция средство общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а так же передают их последующим поколениям.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группа слов). Например, «следователь», «следственные действия», «раскрытое преступление» - понятия.
Понятие в логике имеет две основные характеристики – содержание и объём.
Содержание – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений.
Содержание понятия
В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и нормы морали.
Объём понятия – это охватываемые им предметы мысли. Например, объём понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.
Графически объём понятия изображается кругом (круги Эйлера).
А – любое понятие
Предметы, входящие в объём понятия называются классом или множеством. Класс (множество) состоит из подкласса, или подмножеств.
Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом.
Содержание и объём понятия органически связаны между собой. Это связь состоит в том, что определённому содержанию понятия соответствует свой определённый объём, и наоборот. В их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объёма понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нём увеличивается, и, наоборот, с увеличением объёма число признаков уменьшается. Эта закономерность называется законом обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.
Пример: рассмотрим понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще. Содержание понятия «славянин» - богаче: оно включает особые признаки славян, но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объёма понятия: в нём мыслятся уже не все люди вообще, а лишь часть их. Содержание понятия «русский» ещё богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются ещё специфические признаки русских людей.
Соотношение этих понятий графически:
Понятия можно классифицировать по объёму и содержанию:
Рис. 1 Виды понятий
По объёму понятия делятся на единичные, общие и пустые.
Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, то есть классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называют универсальными).
По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий:
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). Например, «человек», «свидетель».
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «несправедливость», «жестокость», «халатность».
2. Относительные и безотносительные понятия.
Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например: «Начальник» - «Подчиненный», «истец» - «ответчик».
Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, в независимости от другого предмета («место преступления», «слушатель», «государство»).
3. Положительные и отрицательные понятия.
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения («грамотный человек», «логичный ответ», «беспечность»).
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах («незаконный», «недееспособный»). Такие понятия в языке выражены словами или словосочетаниями, содержащими отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.
4. Собирательные и несобирательные понятия.
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «стадо», «полк», «коллектив»). Собирательные понятия бывают общими («студенческий отряд», «роща») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии.
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях.
По логическому содержанию между понятиями существует сложная система отношений (рис. 2).
Прежде всего, понятия делятся на сравнимые и несравнимые.
Рассмотрим типы совместимости:
1. равнозначными (или
тождественными) называются понятия,
которые различаются по своему
содержанию, но объемы, которых совпадают,
то есть в них мыслится или
одноэлементный класс, или
2. понятия, объёмы которых частично совпадают, то есть содержат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания.
3. отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объём одного понятия целиком включается в объём другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода.
Типы несовместимости:
1. соподчинение (координация)
– это отношение между
2. в отношении противоположности (контрарности) находятся объёмы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (то есть противоположными признаками).
Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами («храбрость» - «трусость»).
3. в отношении противоречия
(контрадикторности) находятся
Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объём понятия. Единично понятие также изображается кругом.
Логические отношения между понятиями:
№ |
Вид отношения |
Графическое изображение |
Примеры |
1 |
равнозначность |
|
1) А - гражданство В – подданство 2) А - Российская Федерация В – Россия 3) А – государственная культурная политика В – политика
государства в области культурн |
2 |
подчинение |
|
1) А - труд В – физический труд 2) А – правовая защита населения В – правовая защита трудящихся |
3 |
перекрещивание |
|
1) А – россияне; В – русские 2) А – юристы; В – депутаты 3) А – протокол; В – юридические документы |
4 |
соподчинение |
|
1) А – политика; В – право; С – общественные явления 2) А – уголовное право; В – гражданское право; С – отрасли права 3) А – федеративное государство; В – унитарное государство; С – формы государственного устройства |
5 |
противоречие |
|
1) А – трудовые доходы; В – нетрудовые доходы 2) А – виновный; В - невиновный 3) А – справедливость; В - несправедливость |
6 |
противоположность |
|
1) А – судья; В - подсудимый 2) А – истец; В – ответчик 3) А – обвинительный приговор В – оправдательный приговор |