Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие – форма мысли, в которой на основе общей совокупности отличительных признаков, свойственных предмету или группе предметов, эти предметы обобщаются и выделяются в некоторый класс

Содержание работы

1. Характеристика понятия
2. Содержание и объем понятия
3. виды понятий и отношения между ними
Задание: Приведите примеры логических отношений между понятиями. Схематично (на кругах) изобразите их

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

Уральский Институт Коммерции  и Права

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Логика»

Тема: «Понятие»

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила:

                                                                         студентка первого курса

                                                                          заочной формы обучения

(по сокращённой программе)

Видюшкина Ольга Олеговна

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2009

Содержание

  1. Характеристика понятия
  2. Содержание и объем понятия
  3. виды понятий и отношения между ними

Задание: Приведите примеры  логических отношений между понятиями. Схематично (на кругах) изобразите их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо выяснить, как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.

Возникновение понятий  – объективная закономерность становления  и развития человеческого мышления.

Объективная возможность возникновения и существования понятий в мышлении человека обусловлено предметным характером окружающего мира.

Все предметы имеют определённый характер. Они состоят из элементов, связанных между собой и обладают теми или иными свойствами. Они могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными.

Как форма мысли, понятие  возникает в результате операции обобщения и выделения предметов  в рамках определённого класса предметов  или рода.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие – форма мысли, в которой на основе общей совокупности отличительных признаков, свойственных предмету или группе предметов, эти  предметы обобщаются и выделяются в некоторый класс (Гетманова А. Д. «Учебник логики»).

Приведём другое определение  понятия:

Понятие – это форма  мышления, по средствам которой отражаются общие и существенные признаки предмета, взятые в их единстве (Иванов Е. А. «Логика»).

Оба определения в полном объёме отражают сущность понятия.

Понятия выполняют две  основных функции.

Первое – это их познавательная функция. Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или  поздно превращаясь в науку. Без  понятий нет науки. Понятия широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т.д.

Другая функция понятия  – коммуникативная, то есть функция  средство общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а так же передают их последующим  поколениям.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группа слов). Например, «следователь», «следственные действия», «раскрытое преступление» - понятия.

Понятие в логике  имеет  две основные характеристики – содержание и объём.

Содержание – это  мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений.

Содержание понятия схематически можно выразить так: А(BCD…), где А – всякое понятие, а BCD… - мыслимые в нём признаки предметов.

В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой  относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и  существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и нормы морали.

Объём понятия – это охватываемые им предметы мысли. Например, объём понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.

Графически объём понятия  изображается кругом (круги Эйлера).

 

А – любое  понятие

Предметы, входящие в  объём понятия называются классом  или множеством. Класс (множество) состоит  из подкласса, или подмножеств.

Отдельный предмет, принадлежащий  к классу предметов, называется элементом.

Содержание и объём  понятия органически связаны  между собой. Это связь состоит в том, что определённому содержанию понятия соответствует свой определённый объём, и наоборот. В их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объёма понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нём увеличивается, и, наоборот, с увеличением объёма число признаков уменьшается. Эта закономерность называется законом обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.

Пример: рассмотрим понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще. Содержание понятия «славянин» - богаче: оно включает особые признаки славян, но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объёма понятия: в нём мыслятся уже не все люди вообще, а лишь часть их. Содержание понятия «русский» ещё богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются ещё специфические признаки русских людей.

 

Соотношение этих понятий графически:


Понятия можно классифицировать по объёму и содержанию:

Рис. 1 Виды понятий

 

По объёму понятия  делятся на единичные, общие и  пустые.

  • Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «Президент Медведев», «столица России»).
  • Объем общего понятия включает число элементов, больше единицы («государство», «правовед», «кодекс»).

Среди общих понятий  особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, то есть классу,  в который входят все  предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называют универсальными).

  • Пустые понятия (с нулевым объемом), то есть эти понятия имеют объем – пустое множество (например, «вечный двигатель», «стеклянный человек»).

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий:

  1. Конкретные и абстрактные.

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). Например, «человек», «свидетель».

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «несправедливость», «жестокость», «халатность».

2. Относительные и  безотносительные понятия.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например: «Начальник» - «Подчиненный», «истец» - «ответчик».

Безотносительные –  это такие понятия, в которых  мыслятся предметы, существующие самостоятельно,  в независимости от другого предмета («место преступления», «слушатель», «государство»).

3. Положительные и  отрицательные понятия.

Положительные понятия  характеризуют в предмете наличие  того или иного качества или отношения («грамотный человек», «логичный ответ», «беспечность»).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах («незаконный», «недееспособный»). Такие понятия в языке выражены словами или словосочетаниями, содержащими отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

4. Собирательные и  несобирательные понятия.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «стадо», «полк», «коллектив»). Собирательные понятия бывают общими («студенческий отряд», «роща») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии.

Предметы мира находятся  друг с другом во взаимосвязи и  взаимообусловленности. Поэтому и  понятия, отражающие предметы мира, также  находятся в определённых отношениях.

По логическому содержанию между понятиями существует сложная система отношений (рис. 2).

Прежде всего, понятия  делятся на сравнимые и несравнимые.

  • Сравнимыми называются понятия, если в содержании этих понятий имеется хотя бы один общий признак, то есть понятия принадлежат одному роду (понятие «адвокат» и «прокурор» сравнимы, так как имеют родовое понятие – «юрист»).
  • Несравнимыми являются понятия, если в их содержании нет общего родового признака (например, понятия «норма права» и «борьба за существование» несравнимы).

Рассмотрим типы совместимости:

1. равнозначными (или  тождественными) называются понятия,  которые различаются по своему  содержанию, но объемы, которых совпадают,  то есть в них мыслится или  одноэлементный класс, или один  и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. (Равнозначными являются понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат»).

2. понятия, объёмы которых  частично совпадают, то есть  содержат общие элементы, находятся  в отношении перекрещивания.

3. отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объём одного понятия целиком включается в объём другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода.

Типы несовместимости:

1. соподчинение (координация)  – это отношение между объёмами  двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому более общему родовому понятию. Это виды одного и того же рода.

2. в отношении противоположности  (контрарности) находятся объёмы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (то есть противоположными признаками).

Слова, выражающие противоположные  понятия, являются антонимами («храбрость» - «трусость»).

3. в отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие  два понятия, которые являются  видами одного и того же  рода, и при этом одно понятие  указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает не заменяя их никакими признаками.

Отношения между понятиями  изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объём понятия. Единично понятие  также изображается кругом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические отношения  между понятиями:

Вид отношения

Графическое изображение

Примеры

 

 

1

 

 

равнозначность

1) А - гражданство

     В – подданство

2) А - Российская Федерация

     В – Россия

3) А – государственная

  культурная политика

     В – политика  государства в области культурного развития

 

2

 

подчинение

1) А - труд

     В – физический  труд

2) А – правовая защита населения

     В – правовая защита

    трудящихся

 

 

3

 

 

перекрещивание

1) А – россияне; В – русские

2) А – юристы; В – депутаты

3) А – протокол;

     В – юридические

  документы

 

4

 

соподчинение

1) А – политика; В  – право;

     С – общественные  явления

2) А – уголовное  право;

     В – гражданское  право;

     С – отрасли  права

3) А – федеративное государство;

     В – унитарное государство;

     С – формы  государственного устройства

 

5

 

противоречие

1) А – трудовые доходы;

     В – нетрудовые  доходы

2) А – виновный; В - невиновный

3) А – справедливость;

     В - несправедливость

 

6

 

противоположность

1) А – судья; В  - подсудимый

2) А – истец; В  – ответчик

3) А – обвинительный  приговор

     В – оправдательный приговор

Информация о работе Понятие как форма мышления