Понятие конфликта и его социально-психологическое содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Файлы: 1 файл

К.р.1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

Контрольная работа 
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

Тема

Понятие конфликта  и его социально-психологическое  содержание

Работу выполнил

студент 2 курса

учётно-экономического факультета

группы 221

заочной формы  обучения

№ зач.кн.28093-з

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. студента: Романов Виктор Юрьевич

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2010г.

 

Оглавление

  
Введение

 

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран  и народов, другие вовлекали большие  и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965—928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали  теоретические модели бесконфликтного  общества, а порой пытались воплотить  их в реальную жизнь.

К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и  порождало еще более ожесточенные конфликты.

Сегодня конфликты  — повседневная реальность. Для  эффективного решения возникающих  проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических  знаний и практических навыков поведения  в конфликтных ситуациях.

 

Понятие социального конфликта

 

Конфликт (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта  лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство  может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов»1. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

 

Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

Косвенные участники  могут:

а) провоцировать  конфликт и способствовать его развитию;

б) содействовать  уменьшению интенсивности конфликта  или 
полному его прекращению;

в) поддерживать ту или иную сторону или обе  стороны одновременно. Косвенные  участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.

Ранг в переводе с немецкого — звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший — низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):

  1. Оппонент первого ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.
  2. Оппонент второго ранга — отдельные индивиды, защищающие 
    групповые интересы.
  3. Оппонент третьего ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.
  4. Высший ранг — государственные структуры, выступающие от 
    имени закона1.

В реальном конфликте  каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий  ранг государственного обвинителя, уличенный  во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид — стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранги оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого и нет оснований.

Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.

Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.

Окружающая среда — один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).

Объект конфликта

Одним из непременных  элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида1.

  1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть 
    ими совместно с кем-либо невозможно.
  2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
  3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить  объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники  конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно  осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:

  1. Руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с необходимой отдачей;
  2. Подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении к нему лично;
  3. Реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений для выполнения поставленных перед ним задач.

Выявление основного  объекта — непременное условие  успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет  решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.

Основные виды социальных конфликтов

 

По проблемам  классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Автор пособия солидарен  с В. И. Сперанским, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.

В зависимости  от мотивации конфликта, исследователи  выделяют три блока социальных конфликтов:

1) возникающих  в связи с распределением властных  полномочий и позиций;

  1. по поводу материальных ресурсов;
  2. по поводу ценностей важнейших жизненных установок.

Интересную схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности предложил А. Г. Здравомыслов1. Движущие силы конфликта, в зависимости от мотивации, он обозначил через потребности, интересы и ценности (см. табл. I)2.

 

Таблица 1

Перекрестный анализ движущих сил конфликта

и сфер жизнедеятельности

 

Движущие

силы

Сферы жизнедеятельности

экономика

политика

духовная  жизнь

Потребности

Варианты  использования ресурсов

Варианты  самоорганизации

Человек: рациональный - эмоциональный

Интересы

Институт  распределения

Интеграция  раскол

Тип культур

Ценности

Ориентация  на рынок-государство

Власть, как  средство или самоцель

Интеграция  высших ценностей


 

Типологию социальных конфликтов, учитывающую как тип  рассогласования, так и характер взаимоотношений между участниками конфликта предлагает В.Н. Амелин (см. табл. 2)3.

Информация о работе Понятие конфликта и его социально-психологическое содержание