ГОУ ВПО
«Сибирский Государственный Медицинский
Университет
Федерального
агентства по здравоохранению и
социальному развитию»
Реферат
на
тему: «Понятие
конгруэнтности личности
в теории К. Роджерса».
Выполнила:
студентка III курса
ЛФ, группы
1910
Шароглазова
Е.О.
Проверил:
_________________________
Томск 2011
г.
Одним из важных положений
теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение
о том, что индивид существует
в постоянно изменяющемся мире, центром
которого является он сам. Это индивидуальное
пространство было названо феноменальным
миром. Он не является миром объектов
и предметов, а включает в себя
все, что чувствует человек (организм)
не зависимо от того, осознанно или
не осознанно это чувство. Осознание
того или иного чувства было им
названо символизацией объекта.
В личностном мире индивида лишь небольшая
его часть переживается сознательно,
при этом одни содержания опыта легко
оформляются в образы, а другие
остаются невнятными основаниями нового
опыта. Подлинный смысл индивидуального
опыта известен только самому индивиду.
Полное и непосредственное знание и
проникновение в мир опыта
возможно лишь потенциально (см. Хрестомат.
4.3).
Организм реагирует на окружение
так, как оно дано ему в
опыте и восприятии. Именно эта
сфера - восприятие событий является
реальной. Иными словами, человек
реагирует не на какую-то абсолютную
реальность, а на свое восприятие
этой реальности. Это положение
является одним из оснований
феноменологического направления,
представителем которого был
Роджерс.
Оно раскрывается через
следующие три принципа:
1) поведение человека
можно понять не с позиций
объективного наблюдателя, а с
позиций самой личности, ее субъективного
восприятия и познания действительности;
2) человек сам
определяет свою судьбу, свободен
в выборе и принятии решения;
3) люди по природе
добры и стремятся к совершенству.
В психологическом
смысле реальность - это личный мир
восприятий человека. В психотерапии
изменение сферы восприятия, психической
реальности приводит к изменению
реакций человека. Например, пока родитель
воспринимается как доминирующий, реакции
ребенка остаются соответствующими.
Организм реагирует на определенное
феноменальное поле как организованное
целое. Это положение Роджерса
противопоставляется функционализму,
раскладывающему личность и познавательные
процессы на отдельные составляющие,
которые сами по себе этой
целостности не представляют.
Личность имеет одну основную
тенденцию и стремление - актуализировать,
сохранять и укреплять организм
как средоточие опыта, развиваться
в направлении зрелости. Организм
движется в сторону большей
независимости и ответственности,
в сторону самоуправления, саморегуляции
и автономии. Эта потребность
в самоактуализации заложена
в каждом человеке от рождения,
однако воспитание и нормы,
установленные обществом, принуждают
его забыть о собственных чувствах
и потребностях и принять ценности,
навязанные другими. В этом
отклонении и кроется источник
аномалий поведения. Чем больше
проявлений опыта доступно сознанию,
тем больше у человека возможностей
отразить общую картину своего
феноменального мира в поведении;
чем меньше защитных, искажающих
содержание опыта представлений,
тем адекватнее они выражаются
в общении.
Со временем часть личного
мира человека, его восприятия
начинают осознаваться и оформляться
в отдельную структуру - Я-концепцию.
Я - символизированная часть опыта,
возникшая в результате того,
что некоторые чувствования относительно
себя были обозначены и обособлены
в отдельное образование. "Я-концепция
- это воспринимаемое индивидом
"Я" или то, что человек
имеет в виду, когда говорит
"Я" или "мне". На начальном
этапе Я-концепция обычно формируется
по большей части на основании
личного опыта, событий, происходящих
в феноменальной сфере и выделяемых
индивидуумом в качестве "Я"
или "самого себя", хотя бы
на довербальном уровне… Также
индивиды разрабатывают Я-концепцию
при взаимодействии с другими,
которые имеют для них значение
и обращаются с ними как
с отдельными "Я"" (Нельсон-Джоунс
Р. Теория и практика консультирования.
СПб.: Питер, 2000. С.39).
В структуру Я входят разные
ценности: 1) непосредственно переживаемые
организмом ("Я воспринимаю своих
родителей как людей, недовольных
моим поведением") и 2) интроецируемые
у других, но в своем искажении
воспринимаемые как собственные,
непосредственные ("Я воспринимаю
свое поведение как неудовлетворительное").
Здоровая структура личности
развивается у ребенка, который
не вынуждается родителями искажать
свой опыт.
Всякий опыт и переживания
в жизни индивида подвергаются
различным оценкам: некоторые
из них адекватно символизируются
в отношении самости, некоторые
игнорируются, не осознаются, не
имея отношения к удовлетворению
потребности, некоторые искажаются
в символизации как несовместимые
со структурой самости, остальные
отрицаются, имея прямое отношение
к удовлетворению потребности.
Я-концепция характеризуется:
областью содержания,
т.е. теми сферами, которые нашли
отражение в Я-концепции (физическая,
социальная, сексуальная, чувства и
эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные
интересы, отдых, ценности и моральные
черты);
структурой или
типом связей между отдельными частями
Я-концепции и характером отношений
с окружающей средой;
конгруэнтностью-неконгруэнтностью,
т.е. наличием соответствия/несоответствия
Я-концепции реальным переживаниям
людей;
защитой, или силой,
которая оберегает от оценок, не
соответствующих Я-концепции;
напряженностью, т.е.
тем состоянием, которое возникает
вследствие фиксированной защитной
позиции;
уровнем самоуважения,
или способностью принимать себя
во всем многообразии своих особенностей;
реальностью, или
способностью оценивать себя исходя
из актуально поступающей информации.
Основанием невроза
служит рассогласование, неконгруэнтность
истинного содержания личности (опыта)
и его "Я-концепции", самости. Преодоление
этого рассогласования происходит
путем интеграции, когда все сенсорные
и внутренние переживания могут
осознаваться посредством четкой символизации
и организовываться в единую систему,
внутренне совместимую со структурой
самости и соотносимую с ней.
В процессе психотерапевтической
работы терапевт стремится к
тому, чтобы помочь человеку максимально
раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические
приемы, применяемые К. Роджерсом,
получили название индирективной
психотерапии, или "клиент-центрированный"
психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная
психотерапия" был заменен более
подходящим - понятием "личностно-центрированная
терапия". "Роджерс полагал,
что новое название будет в
большей степени подходить для
описания человеческих ценностей
и взаимной зависимости, представления
о которых лежали в основе
разработанного им подхода, и
что это название можно будет
применять в других областях
знания помимо консультирования
и психотерапии" (Нельсон-Джоунс
Р. Теория и практика консультирования.
СПб.: Питер, 2000. С.31). "Именно этот
акцент на субъективном, перцептивном
взгляде на клиентов обусловил
утверждение термина. Восприятие
рассматривается как их версия
действительности" (Там же. С. 35).
Основными условиями личностно-центрированного
подхода являются - эмпатия, конгруэнтность
и безусловное положительное
принятие клиента.
Для определения конгруэнтности
используются такие слова, как
подлинность, реальность, открытость,
прозрачность, присутствие. Конгруэнтность
- это соответствие между Я-концепцией
и опытом, или Я-концепцией и организмическим
Эго. Отвергание и искажение опыта приводит
к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности
консультанта означает, что он должен
поддерживать прямой контакт с клиентами,
воспринимать чувства, которые они испытывают,
быть в состоянии их осознавать, избегать
интеллектуального подхода, быть самим
собой, быть готовым разделить чувства
клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность
клиента означает, что при соответствующих
условиях, которые создают терапевты (принятие
клиента и умение ценить его право быть
самим собой), клиенты имеют возможность
поделиться той частью себя, которую они
считают смущающей, пугающей, неправильной.
В результате клиенты начинают интегрировать
в Я неискаженный личностный опыт.
Безусловное положительное отношение
(бескорыстная теплота, забота, высокая
оценка, принятие, уважение) включает
в себя готовность консультанта
отражать разнообразные чувства
клиента - любовь, радость, гнев, негодование
и др. Суть этой позиции состоит
в том, что вероятность продвижения
клиента вперед увеличивается,
если его хвалят за гуманность
и они испытывают чувства безопасности
и свободы.
Эмпатия - ощущение внутреннего
мира клиента как своего собственного,
но при сохранении качества "как
будто". Эмпатия - способность
человека эмоционально отзываться
на переживания других людей.
Обычно рассматривают два вида
эмпатии: 1) сопереживание - переживание
тех же самых чувств, 2) сочувствие
- переживание субъектом иных
по сравнению с другим человеком
чувств. "Консультанты должны
быть чувствительными к потоку
переживаний, возникающих как
у клиентов, так и у них самих
в каждый конкретный момент. Они
также должны быть способны
ощущать нюансы, которые не могут
почувствовать клиенты. Проявляя
такт, чувствительность и показывая
понимание проблем клиентов, консультанты
должны передавать им свое
восприятие их внутреннего мира
и личных смыслов Консультантам
также следует сообщать клиентам
о своем стремлении к пониманию
их внутреннего мира, часто проверяя
точность своего понимания и
показывая готовность учесть
замечания и внести поправки"
(Нельсон-Джоунс Р. Теория и
практика консультирования. СПб.: Питер,
2000. С. 55).
Истинная эмпатия не имеет
оценочного и диагностического
качества, не означает прямого
отражения слов клиента. "Роджерс
понимал под эмпатией особую
позицию, специфическую форму
товарищеских отношений, мягкий
способ общения с клиентами
… [которая] не подразумевает
исполнения добрых намерений,
а также механического отражения"
(Там же. С. 56).
К. Роджерс стремился к тому,
чтобы в процессе психотерапевтической
работы помочь человеку максимально
раскрыться, реализоваться. Его психотерапия
делает акцент на поддерживающей
клиента эмпатии. Этим она отличается
от обычной психотерапевтической
установки, состоящей в том,
что терапевт якобы знает истинные
причины проблем клиента, а
также знает, что нужно клиенту,
чтобы стать лучше.
Именно поэтому большинство терапевтов
пытаются заставить клиента видеть
вещи так, как их видит терапевт,
т.е. прибегают к директивному
руководству, манипулируют мыслями,
чувствами, поступками, чтобы привести
клиента к тому, как он должен
мыслить, чувствовать, поступать.
Роджерс верил, что при условии
безусловного положительного принятия
и понимания клиента, люди будут
осуществлять личностный рост
в направлении, которое является
для них единственно подходящим
и уникальным. Когда человек становится
самим собой, то он, как это
ни парадоксально, начинает изменяться,
поскольку взаимоотношения становятся
подлинными, а подлинные взаимоотношения
прекрасны тем, что полны жизни
и смысла.
Конкретно в практике консультирования
консультант добивается в диалоге
с клиентом осмысления кризисной
ситуации самим клиентом, которое
в ходе последующих бесед может
смениться переосмыслением данной
ситуации и нахождением возможных
путей выхода из нее.
В чем состоит это изменение?
В процессе психотерапии главной
задачей является согласованность
реального Я ("Какой я есть
в моих представлениях и поступках")
и объективного опыта. Чем больше
согласия между описанием себя
и объективным его отражением,
тем меньше перцептивной защиты
и более адекватно поведение.
В ином случае у человека
возникают невротические реакции.
Открытие своему опыту позволяет
привести в соответствие структуру
Я с опытом личности.