Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:16, доклад

Описание работы

Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду.

Файлы: 1 файл

Понятие конгруэнтности личности в теории К.docx

— 89.32 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «Сибирский Государственный Медицинский  Университет

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: «Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса». 
 
 

Выполнила: студентка III курса

ЛФ, группы 1910

Шароглазова Е.О. 

Проверил:

_________________________ 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011 г. 
 
 

Одним из важных положений  теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром  которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным  миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или  не осознанно это чувство. Осознание  того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая  его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко  оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального  опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и  проникновение в мир опыта  возможно лишь потенциально (см. Хрестомат. 4.3).

           Организм реагирует на окружение  так, как оно дано ему в  опыте и восприятии. Именно эта  сфера - восприятие событий является  реальной. Иными словами, человек  реагирует не на какую-то абсолютную  реальность, а на свое восприятие  этой реальности. Это положение  является одним из оснований  феноменологического направления,  представителем которого был  Роджерс.

Оно раскрывается через  следующие три принципа:

1) поведение человека  можно понять не с позиций  объективного наблюдателя, а с  позиций самой личности, ее субъективного  восприятия и познания действительности;

2) человек сам  определяет свою судьбу, свободен  в выборе и принятии решения; 

3) люди по природе  добры и стремятся к совершенству.

В психологическом  смысле реальность - это личный мир  восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической  реальности приводит к изменению  реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции  ребенка остаются соответствующими.

           Организм реагирует на определенное  феноменальное поле как организованное  целое. Это положение Роджерса  противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные  процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой  целостности не представляют.

           Личность имеет одну основную  тенденцию и стремление - актуализировать,  сохранять и укреплять организм  как средоточие опыта, развиваться  в направлении зрелости. Организм  движется в сторону большей  независимости и ответственности,  в сторону самоуправления, саморегуляции  и автономии. Эта потребность  в самоактуализации заложена  в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы,  установленные обществом, принуждают  его забыть о собственных чувствах  и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом  отклонении и кроется источник  аномалий поведения. Чем больше  проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей  отразить общую картину своего  феноменального мира в поведении;  чем меньше защитных, искажающих  содержание опыта представлений,  тем адекватнее они выражаются  в общении.

           Со временем часть личного  мира человека, его восприятия  начинают осознаваться и оформляться  в отдельную структуру - Я-концепцию.  Я - символизированная часть опыта,  возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно  себя были обозначены и обособлены  в отдельное образование. "Я-концепция  - это воспринимаемое индивидом  "Я" или то, что человек  имеет в виду, когда говорит  "Я" или "мне". На начальном  этапе Я-концепция обычно формируется  по большей части на основании  личного опыта, событий, происходящих  в феноменальной сфере и выделяемых  индивидуумом в качестве "Я"  или "самого себя", хотя бы  на довербальном уровне… Также  индивиды разрабатывают Я-концепцию  при взаимодействии с другими,  которые имеют для них значение  и обращаются с ними как  с отдельными "Я"" (Нельсон-Джоунс  Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.39).

           В структуру Я входят разные  ценности: 1) непосредственно переживаемые  организмом ("Я воспринимаю своих  родителей как людей, недовольных  моим поведением") и 2) интроецируемые  у других, но в своем искажении  воспринимаемые как собственные,  непосредственные ("Я воспринимаю  свое поведение как неудовлетворительное"). Здоровая структура личности  развивается у ребенка, который  не вынуждается родителями искажать  свой опыт.

           Всякий опыт и переживания  в жизни индивида подвергаются  различным оценкам: некоторые  из них адекватно символизируются  в отношении самости, некоторые  игнорируются, не осознаются, не  имея отношения к удовлетворению  потребности, некоторые искажаются  в символизации как несовместимые  со структурой самости, остальные  отрицаются, имея прямое отношение  к удовлетворению потребности.

Я-концепция характеризуется:

областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли  отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и  эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные  черты);

структурой или  типом связей между отдельными частями  Я-концепции и характером отношений  с окружающей средой;

конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает  вследствие фиксированной защитной позиции;

уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

реальностью, или  способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.  

Основанием невроза  служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции", самости. Преодоление  этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные  и внутренние переживания могут  осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

           В процессе психотерапевтической  работы терапевт стремится к  тому, чтобы помочь человеку максимально  раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические  приемы, применяемые К. Роджерсом,  получили название индирективной  психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная  психотерапия" был заменен более  подходящим - понятием "личностно-центрированная  терапия". "Роджерс полагал,  что новое название будет в  большей степени подходить для  описания человеческих ценностей  и взаимной зависимости, представления  о которых лежали в основе  разработанного им подхода, и  что это название можно будет  применять в других областях  знания помимо консультирования  и психотерапии" (Нельсон-Джоунс  Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.31). "Именно этот  акцент на субъективном, перцептивном  взгляде на клиентов обусловил  утверждение термина. Восприятие  рассматривается как их версия  действительности" (Там же. С. 35).

           Основными условиями личностно-центрированного  подхода являются - эмпатия, конгруэнтность  и безусловное положительное  принятие клиента.

           Для определения конгруэнтности  используются такие слова, как  подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией  и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

           Безусловное положительное отношение  (бескорыстная теплота, забота, высокая  оценка, принятие, уважение) включает  в себя готовность консультанта  отражать разнообразные чувства  клиента - любовь, радость, гнев, негодование  и др. Суть этой позиции состоит  в том, что вероятность продвижения  клиента вперед увеличивается,  если его хвалят за гуманность  и они испытывают чувства безопасности  и свободы.

           Эмпатия - ощущение внутреннего  мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как  будто". Эмпатия - способность  человека эмоционально отзываться  на переживания других людей.  Обычно рассматривают два вида  эмпатии: 1) сопереживание - переживание  тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных  по сравнению с другим человеком  чувств. "Консультанты должны  быть чувствительными к потоку  переживаний, возникающих как  у клиентов, так и у них самих  в каждый конкретный момент. Они  также должны быть способны  ощущать нюансы, которые не могут  почувствовать клиенты. Проявляя  такт, чувствительность и показывая  понимание проблем клиентов, консультанты  должны передавать им свое  восприятие их внутреннего мира  и личных смыслов Консультантам  также следует сообщать клиентам  о своем стремлении к пониманию  их внутреннего мира, часто проверяя  точность своего понимания и  показывая готовность учесть  замечания и внести поправки" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и  практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 55).

           Истинная эмпатия не имеет  оценочного и диагностического  качества, не означает прямого  отражения слов клиента. "Роджерс  понимал под эмпатией особую  позицию, специфическую форму  товарищеских отношений, мягкий  способ общения с клиентами  … [которая] не подразумевает  исполнения добрых намерений,  а также механического отражения" (Там же. С. 56).

           К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической  работы помочь человеку максимально  раскрыться, реализоваться. Его психотерапия  делает акцент на поддерживающей  клиента эмпатии. Этим она отличается  от обычной психотерапевтической  установки, состоящей в том,  что терапевт якобы знает истинные  причины проблем клиента, а  также знает, что нужно клиенту,  чтобы стать лучше.

           Именно поэтому большинство терапевтов  пытаются заставить клиента видеть  вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному  руководству, манипулируют мыслями,  чувствами, поступками, чтобы привести  клиента к тому, как он должен  мыслить, чувствовать, поступать.

           Роджерс верил, что при условии  безусловного положительного принятия  и понимания клиента, люди будут  осуществлять личностный рост  в направлении, которое является  для них единственно подходящим  и уникальным. Когда человек становится  самим собой, то он, как это  ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся  подлинными, а подлинные взаимоотношения  прекрасны тем, что полны жизни  и смысла.

           Конкретно в практике консультирования  консультант добивается в диалоге  с клиентом осмысления кризисной  ситуации самим клиентом, которое  в ходе последующих бесед может  смениться переосмыслением данной  ситуации и нахождением возможных  путей выхода из нее.

           В чем состоит это изменение?

           В процессе психотерапии главной  задачей является согласованность  реального Я ("Какой я есть  в моих представлениях и поступках") и объективного опыта. Чем больше  согласия между описанием себя  и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты  и более адекватно поведение.  В ином случае у человека  возникают невротические реакции.  Открытие своему опыту позволяет  привести в соответствие структуру  Я с опытом личности.

Информация о работе Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса