Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:13, контрольная работа
Каждый образованный человек должен соблюдать культуры своего языка, а особенно это касается специалистов, которые должны не допускать речевых ошибок в своей сфере деятельности.
Цель контрольной работы – дать понятие культуре речи учителя, рассмотреть её компоненты и значение в педагогической деятельности.
Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Значение культуры речи в педагогической деятельности……..…………….4
2. Понятие культуры речи учителя и её компоненты……………..……………6
Заключение…………………………….…………………………………………13
Список литературы……………………………………………………..………..14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Значение
культуры речи в
2. Понятие культуры речи учителя и её компоненты……………..……………6
Заключение…………………………….……………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Учителя во все времена были носителями высокой языковой культуры, ведь они являются образцом для подрастающих поколений. Актуальным это есть и в наше время, когда "уличная речь" захватила современную молодежь. Современное общество не может существовать без языка - важнейшего средства общения, средства выражения мыслей и передачи опыта современникам и потомкам. Язык - наше национальное богатство, поэтому на первый план выходит вопрос культуры речи. Среди них главными являются вопросы овладения правилами грамматики, правописания, произношения.
Первым признаком, которая при всех времен и народов отличала человека образованного, интеллигентную, была его речь. Формирование лексического запаса и качества речи каждого из нас - процесс длительный и тонкий, и на него, с детства и на протяжении всей жизни, влияет множество факторов. Время обучения следует использовать для этого максимально и большая ответственность ложится именно на плечи учителя.
Каждый образованный человек должен соблюдать культуры своего языка, а особенно это касается специалистов, которые должны не допускать речевых ошибок в своей сфере деятельности.
Цель контрольной работы – дать понятие культуре речи учителя, рассмотреть её компоненты и значение в педагогической деятельности.
1. Значение культуры
речи в педагогической
Проблема профессиональной подготовки учителя приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность.
Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик.
Учитель, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если педагог претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то он должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.
При этом в деятельности учителя немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных законах, принципах и правилах. Но немало также изменчивого, вариативного, индивидуального. Каждый раз общее положение необходимо применить с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия данной ситуации. Открытое наукой педагог должен «переоткрыть», сделать своим. И орудием воздействия учителя на учеников является слово.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».
Дети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействия на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображения, творчества, эстетического чутья.
Обеспечивая таким образом языковое развитие детей, педагог создает условия для их интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовит их к активному, деятельному участию в жизни общества.
Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого учителя. М.А. Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».
Успешное взаимодействие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотной речевой коммуникации. Знания о речи и умение общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю — особенно. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он — речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной для тех, кто пользуется словом как основным инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся.
2. Понятие культуры речи учителя и её компоненты
Термин «культура речи» многозначен. В широком смысле он имеет синоним «культура языка» (подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). В узком смысле культура речи — это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает нe только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т. п. Кроме тoгo, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку. Термин «культура речи» некоторыми исследователями понимается как качество речи и как наука о качестве речи. При этом часто наблюдайся такая близость этих значений, что вне широкого контекста их бывает трудно разграничивать. Напримep: критерии культуры речи (критерии культурной речи и критерии науки о культуре речи).
Культура речи — совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.
Учителю важно сознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учебного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, дивертивные фразы, повторы, межличностная аккомодация, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст. Задача речи — организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи — различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.п.
Культура речи учителя — это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения; «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей, Рассмотрев компоненты речевых средств организации учебного процесса, можно отметить инвариантность их структуры по отношению к преподаваемым предметам. Однако, каждое из перечисленных средств конструируется на предметном материале.
Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь учителя, поможет сформировать у школьников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.
Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность учителю правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Так, один учитель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.
Второй составляющей культуры речи учителя является простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления учителя, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
Компоненты культуры речи учителя:
Выразительная речь — это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем абстрактного понятия можно использовать метафору (употребление слов в переносном значении), что помогает сделать понятной позицию педагога. Также используется сравнение (сопоставление предметов, имеющих общий признак). Сравнение является одним из способов познания внешнего мира, поэтому без сравнения не обходится ни сама наука, ни ее язык. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — это паузы.
Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.
Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.
Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию.
Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.
Информация о работе Понятие культуры речи учителя и её компоненты