Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:56, реферат
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились.
Введение 3
Понятие личности и ее структура 3
Понятие личности в различных науках о человеке и их сопоставительный анализ. 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения. Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработанных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
Понятие личности и её структура
В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.
Понятие «индивид» употребляется в значении конкретный человек.
Индивидуальность -- это то, что отличает одного человека от другого и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.
Социологию интересует
человек как социальное существо,
как продукт и субъект
Представляется
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы анализа личности:
1) каждый человек является индивидом, но не каждый - личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;
2) личность - конкретное
выражение сущности человека
и одновременно выражение
3) вхождение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.
Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре.
Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.
Исходная ступень в анализе личности - потребности.
В разные времена и в разные периоды жизни человек испытывает самые различные потребности. Можно сказать, что потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
1) физиологические и сексуальные потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т.п. Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;
2) экзистенциальные потребности
или потребности в
3) социальные потребности. Любой
человек жаждет дружбы, привязанности,
любви, общения, участия в
4) потребности в престиже - в уважении со стороны других, служебном росте, признании и высокой оценке.
5) духовные потребности - это стремление к самореализации, самовыражении через творчество.
Потребности можно классифицировать как низшие - присущие всем людям в равной мере, и высшие - различающие людей.
Интерес - это осознанная потребность личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Понятие личности в различных науках о человеке и их сопоставительный анализ.
Личность в философии - выступает
как совокупность всех общественных отношений.
Проблема личности в философии – это проблема
места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая
система социально значимых черт, характеризующих
индивида, это продукт общественного развития
и включения индивида в систему социальных
отношений посредством деятельности и
общения. Очевидно, что понятие личности
совпадает с понятием индивида и человека.
Нас же интересует прежде всего психологическая
трактовка личности. В психологии личность
изучается разными отраслями психологической
науки. Обусловлено это многоплановостью
проявлений личности, противоречивостью,
а порой и загадочностью человеческого
поведения. Многоплановость поведения
требует в свою очередь разноуровневого
психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей
психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов,
необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных,
мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых
процессах. На личность как высший уровень
интеграции системы психических процессов
указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих
данных необходима для уточнения представлений
о сенсорной организации человека, его
интеллекте, эмоциональной сфере его личности.
Таким образом, личность в общей психологии
– это некоторое ядро, интегрирующее начало,
связывающее воедино различные психические
процессы индивида и придающее его поведению
необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент
на изучении индивидуально-психологических
особенностях личности и различиях между
людьми, а социальная психология выводит
структуру личности из структуры ее взаимодействия
с другими людьми и социальным целым. Как
отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача
социальной психологии состоит в том,
чтобы «понять и объяснить как актуальное,
воображаемое или предполагаемое присутствие
других людей влияет на мысли, чувства
и поведение индивида». При этом социальная
психология изучает статус и социальные
роли личности в различных общностях,
ее самовосприятие в контексте этих ролей,
установки, межличностные отношения и
восприятие, связи личностей в совместной
деятельности.
Существенный и ценный вклад в общую теорию
личности вносят педагогическая, возрастная,
этническая психология, психология труда,
психология развития и ряд других.
Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный
вклад в психологию личности таких дисциплин
и направлений как психосоматическая
медицина (влияние психологических факторов
на возникновение и протекание органической
патологии), психологии религии (изучение
религиозного сознания и мистических
явлений), парапсихологии, исследований
сверхсознательного (интуиции, озарения,
гениальных способностей, творчества)
и ряда других.
Тем не менее, важно определить предмет
собственно психологии личности как самостоятельной
отрасли психологического знания. Следует
заметить, что в двух психологических
словарях, вышедших последовательно в
1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии
личности, где определялся бы ее предмет.
Конечно, это отражение кризиса, переживаемого
психологией в целом и психологией личности,
в частности. Некоторые аспекты предмета
психологии личности могут быть высвечены
при анализе условий ее возникновения.
Как отмечал Э. Штерн психология личности
как наука возникла в ответ на кризис традиционной
вундтовской психологии, ставший результатом
исчерпавшего себя атомистического (элементного)
подхода к объяснению личности человека.
«Психология элементов оказалась беспомощной
при рассмотрении человеческой личности»
– писал Э. Штерн.
Заключение
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин». Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре. В заключение изучения вопроса о личности надо заметить, что Фромм полагает, что личность современного человека не реализована. «Современный человек не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого"
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
3. Капрара Дж, Сервон Д. Психология личности. – Спб.: Питер, 2003. – 640 с.
4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. – 688 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. – М.:Академия, 2000, 2001. – 502с.
6. Психологич личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001.
– 192 с.
7. Психология личности в трудах зарубежных психологов - Сост. и общая редакция
А.А.Реана - СПб.: Питер,2000.
8. Психология
личности в трудах
9. Психология личности. Т. 2 Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. -544 с.
10. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б.Гришпун. - М.,1999.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер пресс, 1997. – 608 с.
Ссылки :