Понятие личности в различных науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психо­логических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились.

Содержание работы

Введение 3
Понятие личности и ее структура 3
Понятие личности в различных науках о человеке и их сопоставительный анализ. 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Файлы: 1 файл

Реферат понятие личности в различных науках..doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  существует много разнообразных  теорий личности, но некоторые из них  привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психо­логических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения. Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработан­ных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.

 

Понятие личности и её структура

В социологии принято  разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - биологический  индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек  подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.

Понятие «индивид» употребляется  в значении конкретный человек.

Индивидуальность -- это  то, что отличает одного человека от другого и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.

Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект существенных процессов, как выражение общественных отношений. Все это выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это  целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы анализа личности:

1) каждый человек является индивидом, но не каждый - личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;

2) личность - конкретное  выражение сущности человека  и одновременно выражение социально  значимых черт данного общества, его культуры;

3) вхождение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.

Раскрывая смысл и  содержание социологического подхода  к анализу личности, особо следует  остановиться на её внутренней структуре.

Основными составляющими  внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.

Исходная ступень в  анализе личности - потребности.

В разные времена и в разные периоды  жизни человек испытывает самые  различные потребности. Можно сказать, что потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1) физиологические и сексуальные  потребности - в воспроизводстве  людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т.п. Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;

2) экзистенциальные потребности  или потребности в безопасности. Они выражают потребности не  просто в сохранении жизни,  но и вкачестве жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и т.д. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п.;

3) социальные потребности. Любой  человек жаждет дружбы, привязанности,  любви, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи  близких;

4) потребности в престиже - в  уважении со стороны других, служебном росте, признании и высокой оценке.

5) духовные потребности - это  стремление к самореализации, самовыражении  через творчество.

Потребности можно классифицировать как низшие - присущие всем людям  в равной мере, и высшие - различающие  людей.

Интерес - это осознанная потребность личности.

Потребности и интересы личности лежат  в основе ее ценностного отношения  к окружающему миру, в основе системы  ее ценностей.

Понятие ценности - одно из фундаментальных  понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.

Понятие личности в различных науках о человеке и их сопоставительный анализ.

 
Личность в философии - выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. 
 
Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. 
 
Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. 
Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 
 
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. 
 
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других. 
 
Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других. 
 
Тем не менее, важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности, в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения. 
 
Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э. Штерн. 

Заключение

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор  ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Конституирующий характеристикой  личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин». Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре. В заключение изучения вопроса о личности надо заметить, что Фромм полагает, что личность современного человека не реализована. «Современный человек не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого"

 

Список использованной литературы

 

   1.    Асмолов  А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

   2.    Елисеев  О. П. Практикум по психологии  личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

   3.    Капрара  Дж, Сервон Д. Психология личности. – Спб.: Питер, 2003. – 640 с.

   4.    Немов  Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. – 688 с.

   5.    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. – М.:Академия, 2000, 2001. – 502с.

   6.    Психологич  личности: Сборник статей / Сост. А.Б.  Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001.

         – 192 с.

   7.    Психология  личности в трудах зарубежных  психологов - Сост. и общая редакция

         А.А.Реана - СПб.: Питер,2000.

   8.    Психология  личности в трудах отечественных  психологов. – СПБ: Питер, 2000. –  480 с.

   9.    Психология  личности. Т. 2 Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. -544 с.

   10.   Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б.Гришпун. - М.,1999.

   11.   Хьелл  Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер пресс, 1997. – 608 с.

    Ссылки :

  1. http://www.twirpx.com/file/250400/
  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-3653.html?page=3
  3. http://emiz.org.ua/psikhologiia-lichnosti/lichnost-v-filosofii-sotciologii-i-psikhologii
  4. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00206504_0.html



Информация о работе Понятие личности в различных науках