Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:11, реферат
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие о чувствах…………………………………………………………….4
2.Формы переживания чувств…………………………………………………...6
2.1 Эмоции………………………………………………………………...6
2.2 Аффекты……………………………………………………………….6
2.3 Настроение…………………………………………………………….7
2.4 Стресс………………………………………………………………….7
2.5 Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение…8
3. Чувства и личность…………………………………………………………..11
4. Виды чувств и их формирование…………………………………………...13
4.1 Нравственные………………………………………………………...13
4.2 Интеллектуальные……………………………………………………13
4.3 Эстетические………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...15
Литература………………………………………………………………………16
Федеральное агентство по образованию
и науке РФ
«Тамбовский государственный
Специальность 200503 «Стандартизация и сертификация»
Контрольная работа
«Чувства»
Введение…………………………………………………………
1.Понятие о чувствах…………………………………………………………
2.Формы переживания чувств…………………………………………………...6
2.1 Эмоции………………………………………………………………
2.2 Аффекты……………………………………………………………
2.3 Настроение……………………………………………………
2.4 Стресс………………………………………………………………
2.5 Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение…8
3. Чувства и личность…………………………………………………………
4. Виды чувств и их формирование…………………………………………..
4.1 Нравственные………………………………………………
4.2 Интеллектуальные……………………………………
4.3 Эстетические………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Человек унаследовал механизм эмоций то своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства. Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоции в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку. Чувство- это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку. Чувство- это отражение в сознании человека его отношений к действительности.
1. Понятие о чувствах
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным факторам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в котором оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.
Чувство – это переживаемые в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Переживание чувства
выступает как особое испытываемое
субъектом психическое
2. Формы переживания чувств
Чувства переживания иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, мы говорим: приятный человек, неприятный вкус, смешное выражение, страшный бык, нежная листва, весёлая прогулка и т. д. Нередко этот чувственный тон оказывается следствием прежних сильных переживаний, отголосков прошлого опыта. Иногда он служит показанием того, удовлетворят или не удовлетворяет предмет человека, успешно или неуспешно протекает деятельность. Например, одна и та же геометрическая задача может сопровождаться разными чувствами в зависимости от успешности ее решения.
Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственных чувств (в узком значении слова).
2.1.Эмоции. Нередко слова «эмоция и чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоции – это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция – это душевное волнение, душевное движение, например это состояние наслаждения, восхищения, которое человек переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении».
В одних случаях эмоции отличаются действительностью они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличиваю напряжение сил и называются стеническими. О радости человек готов «горы перевернуть». В других случаях эмоции (называемы астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживания чувств расслабляют человека. От страха у него могут «ноги подкоситься».
2.2.Аффекты. Аффектами называют эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а так изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв. Если обычные эмоции – душевное волнение, то аффект – буря. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченные аффектной вспышкой, ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной форме владеет собой и регулирует свои движения.
2.3.Настроение. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное т. д.
На настроение влияют весьма различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складывается отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всякие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.
Настроение человека в большей степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секции, регулирующей обмен веществ. Занятие физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей.
2.4.Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляет стрессовое состояние или эмоциональный стресс.
Действие стресса может быть
усиливающимся или
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие физические и психические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния.
У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности.
У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, не умением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляется суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.
2.5.Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение.
Переживание чувств в виде эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, поза, интонация, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, в других – под контролем сознания.
При положительных эмоциях усиливается иннервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровообращение, что улучшает питание тканей. Человек довольный, в хорошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедеятельности всего организма. Радость «раскрашивает человека», делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.
Существует экспериментальные данные, обосновывающие врожденность некоторых внешних проявлений эмоциональных состояний. Например, поднятие бровей при удивлении встречается и у слепорожденных детей.
Если человек не научится правильно проявлять и в нужный момент подавлять захлестнувшие его эмоции, тогда говорят о его невоспитанности, эмоциональной ограниченности или эмоциональной распущенности могут.
Быть выделены следующие
эмоциональные состояния, каждое из
которых имеет свой спектр психологических
характеристик и внешних
Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующей обучение.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
Удивление – не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.