Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. В традициях отечественной психологии, личность представляет собой совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.). Единственным овеществленным выражением отношения может быть активность личности, реализуемая в ее деятельности. Разнообразие теорий личности, возникших в западной психологической науке в течение ХХ века, определяет и множество взглядов на определение концепта «личность», ее функционирование и структуру.
Введение 3
Глава 1 Отечественные учения о личности 5
1.1 Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности 5
1.2 Личность в трудах А.Н. Леонтьева 8
1.3 Учение о личности А.Ф. Лазурского 10
Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 13
Личность в гуманистической теории 13
Когнитивная теория личности 15
Теории черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела 16
Заключение 20
Список литературы 22
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра социальной работы
Курсовая работа
Понятие о личности и ее структуре в отечественной и зарубежной психологии
Выполнил: студент 2 курса, гр. 29-21
Казанцева Г.Н.
Ижевск 2011
Содержание
Введение
Глава 1 Отечественные учения о личности 5
Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 13
Заключение 20
Список литературы 22
Актуальность темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
В традициях отечественной психологии, личность представляет собой совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.). Единственным овеществленным выражением отношения может быть активность личности, реализуемая в ее деятельности.
Разнообразие
теорий личности, возникших в западной
психологической науке в
Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, краеугольные камни теории личности находятся в базисных представлениях ее автора о природе человека.
Цель настоящей
работы – рассмотреть основные принципы
и положения некоторых
Глава 1
Отечественные концепции теории личности
Опираясь на данные литературы, можно сделать вывод о том, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности [6, 12]. Рассмотрим последовательно концепции личности некоторых авторов.
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности [1]. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная
зависимость психических
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий [13]. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Психические свойства личности - не изначальная данность, они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения [1]:
1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
Выделив эти
аспекты психического облика личности,
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они
взаимосвязаны и
Также тесно
связаны между собой
1.2 Личность в трудах А.Н. Леонтьева
К концу 1970-х
гг., кроме ориентации на структурный
подход к проблеме личности, стала
развиваться концепция
По оценке А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями» [цит. по 5].
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) [6].
К понятию «личность»
Леонтьев не относил генотипические
обусловленные особенности
Развитие личности предстает как процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» [6]. Следует отметить, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».
Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
1.3 Учение о личности А.Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской (петербургской) школы психологов [12].
По мысли А.Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) [4]. Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.
Информация о работе Понятие о личности и ее структуре в отечественной и зарубежной психологии