Понятие о мышлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:56, реферат

Описание работы

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Файлы: 1 файл

26.docx

— 25.09 Кб (Скачать файл)

Понятие о мышлении.

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. 

 

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
  5. Основные признаки мышления

Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. Сюда в первую очередь относятся: опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и произвольность.

Опосредованностъ

Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Другими словами, мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление - это, по сути, все то, что человек впитал в себя из этого мира, своеобразная "модель вселенной внутри нас". Только лишь используя накопленный человечеством интеллектуальный опыт, индивид оказывается в состоянии сам привносить вклад в эту "копилку" общественного разума. "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов" - эти вечные слова И. Ньютона точно выражают идею опосредованности мышления. Конечно же, мышление самым тесным образом связано с языком и речью.

Таким образом, мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Известны факты, что реальные, а не сказочные дети-Маугли так и не достигали нормального уровня мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.

Мышление позволяет человеку познать не только то, что воспринимается непосредственно через его органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операции, через вспомогательные технические средства и др. Для обнаружения самолета в воздухе авиадиспетчеру не нужно устремлять свой взор вверх и вдаль, откуда доносится звук моторов, напрягая при этом до нижнего порога свой слух. Координаты местонахождения воздушного лайнера он определяет опосредованно через мысленный анализ текущего состояния так называемой "информационной модели" обстановки, включенной между ним и реальным объектом, и формирования на ее основе "концептуальной модели" - "умственной картины" процесса обнаружения.

Обобщенность

Мышление представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности. В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения), либо по множеству признаков (сложные обобщения).

Результатом мышления является сжатая, обобщенная "модель" действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Когда мы произносим слово "самолет", то объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных объектов, различающихся между собой формой, размерами, дальностью полета, грузоподъемностью и назначением и т.п. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев, двигателей, аппаратуры управления полетом, а также возможность многоразового использования по назначению.

Целенаправленность и произвольность

Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация, требующая мыслительной деятельности для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Так, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель такой перестановки мебели, переноса некоторых стенных перегородок, преобразования системы освещения, которые удовлетворяли бы критериям удобства их использования и эстетического восприятия. Здесь, конечно же, возникает ряд противоречивых условий (шкаф не вписывается в новую архитектуру комнаты, привычные люстры не дают требуемого освещения, комната отдыха оказывается не защищенной от посторонних звуков). Но вот мысленное решение найдено. Далее в свои права должна вступать воля, верная напарница мышления. Мышление без воли очень редко приводит к достижению цели. Мыслить - значит действовать.

Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между сознаваемым и бессознательным. Это, например, просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату, конечно, направляется и корректируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Побочные же результаты лишены речевого оформления и осознанности. Но тем не менее они участвуют в движении мысли к намеченной цели. Более того, побочные результаты могут приобрети статус основных (как это нередко наблюдается в научных исследованиях). И тогда они уходят под "покровительство" сознания и уже сами могут порождать побочные продукты мышления.

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами.

Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».

В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышления может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это синонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, граница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь — начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

 

Понятие,суждение,умозаключение - основные формы мышления.  
Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение. Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего человека и для химика будут два различных свойства. Для первого – способность утолить жажду, для второго – структура молекул воды. Так как понятие по своей природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, «стол», «группа студентов», «твердое тело». Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Мысль не возможно передать на расстояние. Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик. В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма. При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность. Образование понятия включает в себя множество логических приемов: 1. Анализ - это мысленное разложение предметов на его признаки. 2. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. 3. Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. 4. Абстрагирование - мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия.  
 
Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики». Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли. Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными.  
 
Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают. Известно также (в результате астрономических наблюдений), что у Земли эти центры не совпадают. Отсюда естественно заключить, что плотность Земли не является одинаковой во всех ее частях. Едва ли нужно специально говорить о значении этой операции в познавательной и практической деятельности. Посредством умозаключений мы получаем приращение знаний, не обращаясь к исследованию предметов и явлений самой действительности, имеем возможность открывать такие связи и отношения действительности, которые невозможно усмотреть непосредственно. Переход от некоторых высказываний (посылок умозаключения) к высказыванию (заключению) в умозаключении может совершаться на основе интуитивного усмотрения какой-то связи - такие умозаключения называют содержательными; или путем логического выведения одного высказывания из других - это умозаключения формально-логического характера. В первом случае оно представляет собой, по существу, психический акт. Во втором случае его можно рассматривать как определенную логическую операцию. Последняя и является предметом изучения логики.


Информация о работе Понятие о мышлении