Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа
С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную» науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка, наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.
Введение
Наследственность и развитие личности – это два тесно связанных понятия, поскольку именно благодаря биологической наследственности ребенок с рождения обладает всеми необходимыми рефлексами.
Биологическая наследственность позволяет человеку быть человеком, т.е. отделяет человека как уникальное существо, уникальный вид.
Наследственность и развитие личности нельзя отделять друг от друга. И хотя о роли наследственности в развитии личности существует два мнения, они тоже неразрывно связанны друг с другом.
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму
Педагогическая наука
в оценке факторов развития
личности прошла несколько
Уже педагогическая
дискуссия 20х г. отвергла
С течением времени,
однако, психологи и педагоги
вынуждены были поставить
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.
1. Основные факторы, влияющие на развитие человека
Развитие человека — это
процесс становления и
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.
Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей .
В процессе развития
человек вовлекается в
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
В процессе развития
человека и установления
Зеньковский предлагал
следующую схему факторов
1. Наследственность:
а) физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);
б) социальная (соборность);
в) духовная, его «крест».
2. Среда:
а) социальная
б) социальная среда (круг общения);
в) географическая среда.
3. Воспитание:
а) социальное;
б) активность (самовоспитание).
2. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» .
Биологическая
• пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
• оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
• ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах
биологической эволюции
• развитие «собственно
человеческих задатков» (
• предрасположенность к целенаправленному труду,
• развитие мыслительных способностей человека,
• осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность
• физический облик,
• цвет волос,
• физические данные;
• группу крови и резус-фактор,
• задатки способностей;
• программирует также свойства нервной системы,
• свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.
Биологическая
Великая роль
Наследственность
Природные особенности
(задатки) являются
Показатель развитости
человека проявляется через
• умственные способности,
• тонкость и точность ручных движений,
• развитая память,
• совершенная речь и ряд других.
Специальные способности
раскрывают индивидуальность
• математические,
• музыкальные,
• лингвистические,
• литературные,
• художественно-творческие,
• технические,
• спортивные,
• организаторские,
• экономические и др.
Общие и специальные
способности могут
Значительный теоретический
интерес представляет вопрос
о наследовании задатков и
способностей к определенному
виду, а вернее, к области деятельности
(искусству, конструированию,
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей
в отдельных семьях, т. е. появление
в ряде поколений людей,
Следует отметить, что
задатки характеризуют лишь
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные
теоретические споры вызывает
вопрос о наследовании или
наличии врожденных
Признавая возможное
биологическое неравенство
Информация о работе Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека