Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную» науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка, наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.

Файлы: 1 файл

контрольная наследственность.docx

— 26.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Наследственность и развитие личности – это два тесно связанных  понятия, поскольку именно благодаря  биологической наследственности ребенок  с рождения обладает всеми необходимыми рефлексами.

Биологическая наследственность позволяет человеку быть человеком, т.е. отделяет человека как уникальное существо, уникальный вид.

Наследственность и развитие личности нельзя отделять друг от друга. И хотя о роли наследственности в  развитии личности существует два мнения, они тоже неразрывно связанны друг с другом.

Развитие человека – очень  сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые  свойственны человеку, как всякому  живому и растущему организму

 Педагогическая наука  в оценке факторов развития  личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление  научного знания в области  социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.

 Уже педагогическая  дискуссия 20х г. отвергла биогенетический  подход, которого придерживались  А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического.

 С течением времени,  однако, психологи и педагоги  вынуждены были поставить вопрос  о том, что без признания  роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе  она превращается в «бездетную»  науку. Невозможно было игнорировать  известных фактов науки о том,  что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка, наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.

 Цель представленной  работы – рассмотреть роль  наследственности в развитии  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные факторы,  влияющие на развитие человека

 

Развитие человека — это  процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних  и внутренних, управляемых и неуправляемых  факторов. Развитие представляет собой  процесс физического, умственного  и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного  созревания, по существу, означает превращение  ребенка, биологического индивида, обладающего  задатками человека как представителя  биологического рода, в человека как  личность, члена человеческого общества.

 Развитие человека  не может быть сведено лишь  к количественному изменению  унаследованных и заложенных  в нем от рождения признаков.

 Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей .

 В процессе развития  человек вовлекается в различные  виды деятельности, проявляя внутренне  присущую ему активность в  игре, труде, учении. Эта деятельность  обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует  его развитию, приобретению опыта  социальных контактов.

 Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

 В процессе развития  человека и установления многочисленных  контактов происходит и формирование  его личности, отражающей социальную  сторону его развития, его общественную  сущность.

 Зеньковский предлагал  следующую схему факторов развития  личности :

1. Наследственность:

 а) физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);

 б) социальная (соборность);

 в) духовная, его «крест».

2. Среда:

 а) социальная наследственность (традиции);

 б) социальная среда  (круг общения);

 в) географическая  среда.

3. Воспитание:

 а) социальное;

 б) активность (самовоспитание).

 

2. Понятие о  наследственности и ее роль  в развитии личности человека

 

Наследственность определяют как совокупность природных свойств  организма, передаваемых от поколения  к поколению, или как «свойство  живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых  организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» .

 Биологическая наследственность  имеет огромное значение в  жизни человека. Она сохраняет  человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид)  в биологическом мире. С момента  рождения ребенок наследует многие  врожденные свойства и инстинкты,  относящиеся к группе безусловных  рефлексов (по И.П. Павлову) . К ним относятся:

 • пищеварительные  рефлексы (слюноотделение),

 • оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

 • ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

 Говоря о нерасторжимой  связи человека с животным  миром, следует отметить, что эти  свойства характерны и для  высших животных.

 Однако в пределах  биологической эволюции возникла  новая форма отражения, обеспечившая  переход предков в современных  людей:

 • развитие «собственно  человеческих задатков» (движение  в вертикальном положении —  прямохождение, развитие речи),

 • предрасположенность  к целенаправленному труду,

 • развитие мыслительных  способностей человека,

 • осознание своих  действий, поступков, деятельности.

 Наследственность программирует  передачу от взрослых детям  ряда биохимических, физических  качеств:

 • физический облик,

 • цвет волос,

 • физические данные;

 • группу крови  и резус-фактор,

 • задатки способностей;

 • программирует также  свойства нервной системы,

 • свойства зрительных  органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

 Биологическая наследственность  определяет как то общее, что  делает человека человеком, так  и то отличное, что делает людей  столь разными и внешне и  внутренне. Под наследственностью  понимается передача от родителей  к детям определенных качеств  и особенностей, заложенных в  их генетическую программу.

 Великая роль наследственности  заключается в том, что по  наследству ребенок получает  человеческий организм, человеческую  нервную систему, человеческий  мозг и органы чувств. От родителей  к детям передаются особенности  телосложения, окраска волос, цвет  глаз, кожи – внешние факторы,  отличающие одного человека от  другого. По наследству передаются  и некоторые особенности нервной  системы, на основе которых  развивается определенный тип  нервной деятельности.

 Наследственность предполагает  также формирование определенных  способностей к какой-либо области  деятельности на основе природных  задатков ребенка. Согласно данным  физиологии и психологии, врожденными  у человека являются не готовые  способности, а лишь потенциальные  возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие  способностей ребенка во многом  зависит от условий его жизни,  образования и воспитания. Яркое  проявление способностей принято  называть одаренностью, или талантом.

 Природные особенности  (задатки) являются потенциальным  условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными  структурно-функциональными различиями  головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей .

 Показатель развитости  человека проявляется через интегрированную  развитость его способностей. Выделяют  общие и специальные способности.  Общие способности определяют  успехи человека в различных  видах деятельности. Это

 • умственные способности,

 • тонкость и точность  ручных движений,

 • развитая память,

 • совершенная речь  и ряд других.

 Специальные способности  раскрывают индивидуальность личности  и определяют успехи человека  в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

 • математические,

 • музыкальные,

 • лингвистические,

 • литературные,

 • художественно-творческие,

 • технические,

 • спортивные,

 • организаторские,

 • экономические и  др.

 Общие и специальные  способности могут гармонизировать  между собой, взаимно дополнять,  компенсировать, усиливать и обогащать  друг друга .

 Значительный теоретический  интерес представляет вопрос  о наследовании задатков и  способностей к определенному  виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике  и т. п.). Для ответа на этот  вопрос основополагающее значение  имеет известное положение К.  Маркса об определенных жизненных  силах, которыми человек наделен  от природы Так, К. Маркс  писал: «Человек является непосредственно  природным существом. В качестве  природного существа, притом живого  природного существа, он... наделен  природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным  существом, эти силы существуют  в нем в виде задатков и  способностей в виде влечений...» . Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

 Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

 Наследование способностей  в отдельных семьях, т. е. появление  в ряде поколений людей, одаренных  в определенной области, объясняется  во многом не только передачей  по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях  дети воспитывались в атмосфере  интереса к определенному виду  деятельности, их довольно рано  начали привлекать к этой деятельности.

 Следует отметить, что  задатки характеризуют лишь самые  общие области деятельности. Они  не ориентированы на какой-то  определенный вид труда или  творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

 Эти задатки заложены  в структуре мозга, органах  чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

 Особенно острые, принципиальные  теоретические споры вызывает  вопрос о наследовании или  наличии врожденных способностей  к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может  быть неблагоприятная для развития  интеллектуальных способностей  наследственность, например вялость  клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены .

 Признавая возможное  биологическое неравенство задатков  и способностей, педагогика делает  акцент не на выявлении различий  и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий  для развития имеющихся у каждого  задатков и способностей. Современная  система обучения и воспитания  на деле обеспечивает это равенство  условий для всестороннего развития  всех и каждого, что не исключает  дифференцированного подхода к  учащимся и учета их индивидуальных  особенностей.

Информация о работе Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека