Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:51, реферат
Мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток, каждая из которых обладает 5 000 связей с другими. Потенциал человека безграничен, но, к сожалению, в течение всей жизни он использует всего лишь одну миллиардную долю от общего количества способностей своего мозга.
Что же такое память? Это свойство нервной системы человеческого организма воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без памяти невозможны основные интеллектуальные функции человека: научение, познание и развитие. Именно поэтому нельзя переоценить ее значение для жизнедеятельности человека. Хорошая память – основа жизненного успеха, потому что в нашей жизни мы должны все время прибегать к ее услугам.
1. Понятие о памяти.
Мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток, каждая из которых обладает 5 000 связей с другими. Потенциал человека безграничен, но, к сожалению, в течение всей жизни он использует всего лишь одну миллиардную долю от общего количества способностей своего мозга.
Что же такое память? Это свойство нервной системы человеческого организма воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без памяти невозможны основные интеллектуальные функции человека: научение, познание и развитие. Именно поэтому нельзя переоценить ее значение для жизнедеятельности человека. Хорошая память – основа жизненного успеха, потому что в нашей жизни мы должны все время прибегать к ее услугам. В современном информационном обществе человек вынужден постоянно напрягать ее: запоминать различную информацию, хранить ее и воспроизводить для получения кого-либо результата. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течение его жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы, применить нестандартный подход. Именно память как особое отличительное свойство человеческого мозга позволяет человеку учиться и совершенствоваться.
При этом необходимо совершенствовать саму способность запоминания и воспроизведения информации. Существует множество методик, направленных на улучшение работы памяти, о которых мы поговорим позже.
Тот багаж знаний, который хранится в памяти каждого человека, обеспечивает выполнение мыслительных операций: мы думаем, анализируем, вспоминаем, делаем выводы, фантазируем. Развитость воображения также зависит от памяти: именно из информации, хранящейся в ней, человек моделирует события, ситуации, отношения, образы.
Таким образом ,память-это отражение опыта человека путем запоминания ,сохранения, воспроизведения.
Главная задача памяти – усвоить информацию, которая может оказаться полезной в будущем, причем сделать это таким образом, чтобы ее можно было без труда воспроизвести, когда в этом будет необходимость. Например, в течение учебы нам студентам приходится сдавать множество экзаменов. И если мы дадим на экзамене правильный ответ ,то преподаватель поймет, что перед экзаменом мы учили нужный материал, удержали его в памяти и способы вспомнить, когда в этом возникла необходимость.
Для
людей способность учиться и
запоминать очень часто
2.Физиологические основы (Анатомия памяти).
Для того чтобы
понять, как функционирует память,
коротко рассмотрим ее
• лобная;
• височная;
• теменная;
• затылочная.
В каждой из них происходит
своя запись информации, причем и сведения
для записи выбираются разные. Правое
полушарие заведует левой стороной тела,
а левое – правой. Считается, что у людей
с исследовательским складом ума сильнее
развито правое полушарие, а у людей творческих
– левое. Все дело в том, что правое полушарие
отвечает за образное, синтетическое,
эмоциональное восприятие действительности,
то есть за воспроизведение образов, картин
и зрительных ассоциаций. У тех людей,
у которых оно хорошо развито, прекрасная
зрительная или слуховая память.
К ним относятся художники, композиторы, скульпторы.
Левое же полушарие хранит вербальные (словесные) воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
Левое полушарие |
Правое полушарие | |
Логика |
Интуиция | |
Вербальное мышление (логическое) |
Речь Чтение Письмо Счет |
Невербальное мышление (пространственно-образное) |
Сознательная деятельность мозга-10% |
Подсознательная деятельность мозга-90% |
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Полушария не функционируют изолированно друг от друга, связь между ними осуществляется так называемым мозолистым телом – особым скоплением нервных волокон. По ним информация поступает из одного полушария в другое со скоростью несколько тысяч импульсов в минуту. От того, насколько хорошо развита связь между полушариями, зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии.
Правое
полушарие производит новое,
3.Виды памяти и их особенности.
Процессы памяти различны по своей структуре. У разных людей они развиты неодинаково. Есть люди, которые с трудом запоминают, зато неплохо
воспроизводят и довольно долго хранят в памяти нужный материал. Уних развита долговременная память. Есть люди, которые быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Теперь более подробно поговорим о кратковременной и долговременной памяти, поскольку именно они обеспечивают процесс запоминания. Одним из первых кратковременную память начал изучать немецкий философ Герман Эббингауз еще в XIX веке. Ставя опыты на себе, он пытался установить границы памяти: может ли человек запомнить несколько тысяч строк. Эксперимент показал, что он забывал выученные строки довольно быстро. Почему это происходило? Потому что информация удалялась из мозга еще на стадии кратковременной памяти.
Кратковременная память – это первая ступень в формировании воспоминаний. Здесь постоянно происходят процессы записи, перезаписи и сортировки информации. Эта память постоянно работает, поэтому в психологии ее еще называют рабочей. В кратковременную память попадает все, что вы пытаетесь запомнить в данный момент времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Рабочая память определяется количеством единиц, которые вы можете запомнить одновременно, а потом повторить. Проблема заключается в том, что в кратковременной памяти информация теряется практически моментально. Рабочая память очень быстро освобождает место для вновь поступающей информации, а в долговременную записывается только важный материал.
Человек всегда хорошо запоминает то, что ему интересно. Как раз за это отвечает долговременная память. В ней накопленные воспоминания тянутся друг за другом, создавая картину прошлого: начав вспоминать какое-либо давнее событие, вы удивитесь, сколько подробностей и обстоятельств, им сопутствующих, вы помните. Так создается цепь ассоциаций, расширяющих возможности памяти. Долговременная память отличается от рабочей памяти прежде всего объемом и временем хранения информации.
Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация из долговременной памяти может воспроизводиться сколько угодно, причем чем чаще воспроизводится, тем прочнее ее следы в памяти.
Процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно. Например, если нужно