Понятие о психике и ее уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение. – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Содержание работы

Содержание категории «психика»…… …………………………….. 3
Структура психики человека…………………………………………..7
Уровни психики человека……………………………………………...9
Список использованных источников…………………………………....15

Файлы: 1 файл

Реферат Общая психология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Каждое психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и  их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию  личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему  природных свойств личности —  подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему  интеллектуально волевых и эмоциональных  свойств, определяющую творческие  возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему  отношений и способов поведения.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

 

3. Уровни психики  человека

 

Психика как отражение  действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень  психики, свойственный человеку образует сознание.

Представление о сознании возникло в философии, является одним  из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.

     Вплоть  до Нового времени сознание  отождествляли с психикой в  целом. Рене Декартом (1596-1650) оно  трактовалось как созерцание  субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX века) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Уильям Джемс (1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также метод его изучения - систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания - ощущений, образов и аффектов.

     Представление  о бессознательном как совокупности  психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). В XIX веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Густав Теодор Фехнер (1801-1887), Вильгельм Вундт (1832-1920)). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX века сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.

     В советской  психологии сознание являлось  одним из ключевых понятий.  В теории С.Л. Рубинштейна в  становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н. Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта.

     В западной  психологической науке с начала XX века и на протяжении многих  десятилетий сознание и бессознательное  исследовались в рамках двух  различных методологических подходов, сформулированных Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), понимающей и объяснительной психологии. Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями.

     В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся. Так, Э. Тулвинг различает:

    • простое осознание внешних раздражителей;
    • осознание символических репрезентаций окружающего;
    • осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени.

Г.В. Фартинг предложил  различать первичное сознание - простое  перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей - и рефлексивное сознание - осмысление собственных сознательных переживаний. Разнообразие определений, скорее, способствует исследованию различных аспектов феномена сознания - как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное «бытие». В общем «сознание» можно охарактеризовать следующим образом.

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень  психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие «сознание», «социальное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Рассматривая соотношение  сознания и бессознательного можно  отметить, что в рамках понимающей психологии бессознательное в настоящее  время исследуется в психодинамических теориях личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры - биологически (3игмунд Фрейд (1856-1939)) или социально (Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (Альфред Адлер (1870-1937), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (Карл Густав Юнг (1875-1961)). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме.

     Соотношение  сознания и бессознательного  было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики. В современной терминологии их можно описать следующим образом:

  • бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
  • подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
  • досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
  • сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции. 

В современной психологической  науке выделяют различие состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей:

  • бессознательное состояние - экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции, проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют;
  • сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;
  • бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознает - восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся  так называемые измененные состояния  сознания - гипноз и состояния, возникающие  под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).

     В отличие  от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феноменов субъективных переживаний, современная когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Такое переформулирование позволило поместить рассматриваемые феномены в контекст экспериментального исследования, где наряду с самонаблюдением в контролируемой ситуации используют объективные методы регистрации поведения и психофизиологических коррелятов. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного. Варьирование экспериментальных задач, в частности, позволило сделать первые шаги в реконструировании глубинных психических структур, таких, как установки, убеждения, мотивы, эмоциональные комплексы переживаний. Варьирование условий стимуляции сделало возможным изучение досознательного уровня, например, механизмов подпорогового восприятия и научения, структуры когнитивных репрезентаций, сценариев автоматических действий и условий преодоления ими порога бессознательного.

     Сознание  в последние десятилетия является  предметом исследования когнитивной нейронауки, ставящей целью описание нейрональных механизмов его отдельных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов исследования активности мозга - функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, - а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев. Так, к пониманию нейрофизиологических основ состояний сознания позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые силы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и «слепого видения», при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей - дорсального («где») и вентрального («что»), - которая осуществляется префронтальной корой головного мозга. Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель "Я".

Информация о работе Понятие о психике и ее уровнях