Содержание
работы
Введение
Понятие
о психике
Функции
психики
Происхождение
психики
Психические
процессы
Вывод
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В начале XX века из двух разных областей
знаний – физиологии
и психологии – оформились две специальные
науки, которые занялись изучением связей
между психическими
явлениями и органическими процессами,
происходящими в мозге человека. Это физиология
высшей нервной деятельности и психофизиология.
Представители первой науки обратились
к изучению тех органических процессов,
происходящих в мозге, которые непосредственно
касаются управления телесными реакциями
и приобретения
организмом нового опыта. Представители
второй науки сосредоточили свое внимание
в основном на исследовании анатомо-физиологических
основ психики. Общим для ученых, называющих
себя специалистами по высшей нервной
деятельности и по психофизиологии, включающее
в себя явления, связанные с памятью и
в результате приобретения организмом
нового опыта одновременно
обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом,
психологическом и поведенческом уровнях.
Большой вклад в понимание того,
как связана работа мозга и
организма
человека с психологическими явлениями
и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее
его идеи развил в своей теории физиологических
коррелятов психических явлений И. П. Павлов,
открывший явление условнорефлекторного
научения. В наши дни его
идеи послужили основанием для создания
новых, более современных
психофизиологических теорий, объясняющих
научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн,
К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы
условнорефлекторного приобретения опыта
(Е. Н. Соколов).
По мысли И. М. Сеченова психические явления
входят как обязательный компонент в любой
поведенческий акт и сами представляют
собой своеобразные сложные рефлексы.
Психическое, считал Сеченов, столь же
объяснимо естественнонаучным путем,
как и физиологическое, так как оно имеет
ту же самую рефлекторную природу.
Своеобразную эволюцию со времени первого
своего появления с начала XX в. до наших
дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные
с понятием условного рефлекса. Поначалу
на это понятие возлагали большие надежды
в объяснении психических процессов и
научения. Однако эти надежды полностью
не оправдались. Условный рефлекс оказался
слишком простым физиологическим явлением,
чтобы на его основе
можно было понять и к нему свести все
сложные формы поведения, тем более психические
феномены, связанные с сознанием и волей.
Понятие о психике
В переводе
с древнегреческого «психология» —
это наука о душе, и, следовательно,
ее предметом является «душа», или
психика. Психика
— это свойство высокоорганизованной
живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективною мира,
в построении субъектом неотчуждаемой
от него картины этого мира и регуляции
на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих
суждений о природе и механизмах проявления
психики.
Во-первых, психика — это свойство только
живой материи. Причем не просто живой
материи, а высокоорганизованной живой
материи. Следовательно, не всякая живая
материя обладает этим свойством, а лишь
та, которая обладает специфическими органами,
обусловливающими возможность существования
психики.
Во-вторых, главная особенность психики
заключается в способности отражать объективный
мир.Это значит следующее: высокоорганизованная
живая материя, обладающая психикой, обладает
способностью получения информации об
окружающем ее мире. В то же время получение
информации связано с созданием этой высокоорганизованной
материей определенного психического,
т. е. субъективного по своей природе и
идеалистического (нематериального) по
своей сути образа, который с определенной
мерой точности является копией материальных
объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом
информация об окружающем мире служит
основой для регуляции внутренней среды
живого организма и формирования его поведения,
что в целом определяет возможность относительно
длительного существования этого организма
в постоянно изменяющихся условиях среды
обитания. Следовательно, живая материя,
обладающая психикой, способна реагировать
на изменение внешней среды или на воздействия
объектов окружающей среды.
Необходимо подчеркнуть, что существует
весьма значительное количество форм
живой материи, обладающих определенными
психическими способностями. Эти формы
живой материи отличаются друг от друга
по уровню развития психических свойств.
Элементарная способность реагировать
избирательно на воздействие внешней
среды наблюдается уже у простейших форм
живой материи. Так, амеба, представляющая
собой всего лишь одну живую клетку, заполненную
протоплазмой, удаляется от одних раздражителей
и приближается к другим. По своей сути
движения амебы являются начальной формой
приспособления простейших организмов
к внешней среде. Подобное приспособление
возможно благодаря существованию определенного
свойства, отличающего живую материю от
неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне
она выражается в проявлении вынужденной
активности живого организма. Чем выше
уровень развития организма, тем более
сложную форму имеет проявление его активности
в случае изменения условий среды обитания.
Первичные формы раздражимости обнаруживаются
даже у растений, например, так называемый
«тропизм» — вынужденное движение.
Как правило, живые организмы данного
уровня реагируют лишь па непосредственные
воздействия, такие как механические прикосновения,
несущие угрозу целостности организма,
или на биотические раздражители. Например,
растения реагируют на освещенность, содержание
микроэлементов в почве и т. д. Таким образом,
мы не ошибемся, если скажем, что живые
организмы данного уровня реагируют лишь
на биологически значимые для них факторы,
причем их реагирование по своему характеру
реактивно, т. с. живой организм проявляет
активность только после прямого воздействия
на него фактора внешней среды.
Дальнейшее развитие раздражимости у
живых существ в значительной степени
связано с усложнением условий жизни более
развитых организмов, которые соответственно
имеют и более сложное анатомическое строение.
Живые организмы данного уровня развития
вынуждены реагировать на более сложный
комплекс факторов внешней среды. Сочетание
этих внутренних и внешних условий предопределяет
возникновение у живых организмов более
сложных форм реагирования, получивших
название чувствительности. Чувствительность
характеризует общую способность к ощущениям.
По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности
у животных может служить объективным
биологическим признаком возникновения
психики.
Отличительной
чертой чувствительности по сравнению
с раздражимостью является то, что
с возникновением ощущений живые
организмы получают возможность
реагировать не только на биологически
значимые факторы среды, но и на биологически
нейтральные, хотя для простейших представителей
данного уровня развития, таких как
черви, моллюски, членистоногие, ведущими
по-прежнему являются биологически значимые
факторы среды. Однако в этом случае
характер реагирования животных, обладающих
чувствительностью, на факторы внешней
среды принципиально отличается от реагирования
живых организмов более низкого уровня.
Так, наличие чувствительности позволяет
животному реагировать на имеющий для
него смысл объект до непосредственного
контакта с ним. Например, животное данного
уровня развития психики может реагировать
на цвет объекта, его лапах или форму и
т. д. В дальнейшем в процессе развития
органической материн у живых существ
постепенно формируется одно из главных
свойств психики — способность опережающего
и целостного отражения реального мира.
Это означает, что в процессе эволюции
животные, обладающие более высоко развитой
психикой, способны получать информацию
об окружающем мире, анализировать ее
и реагировать на возможное воздействие
со стороны любых окружающих объектов,
как биологически значимых, так и биологически
нейтральных.
Само по себе появление у определенного
класса животных чувствительности, или
способности к ощущениям, может рассматриваться
не только как зарождение психики, но и
как появление принципиально нового тина
приспособления к внешней среде. Основное
отличие данного тина приспособления
заключается в появлении особых процессов,
связывающих животное со средой, — процессов поведения. Поведение
— это сложный комплекс реакций живого
организма на воздействия внешней среды.
Необходимо подчеркнуть, что живые существа,
в зависимости от уровня психического
развития, обладают поведением различной
сложности. Простейшие поведенческие
реакции мы можем увидеть, наблюдая, например,
за тем, как червь изменяет направление
своего движения, столкнувшись с преградой.
При этом чем выше уровень развития живого
существа, тем более сложное у него поведение.
Например, у собак мы уже наблюдаем проявления
опережающего отражения. Так, собака избегает
встречи с объектом, который заключает
в себе определенную угрозу. Однако самое
сложное поведение наблюдается у человека,
который в отличие от животных обладает
не только способностью реагировать на
внезапные изменения условий внешней
среды, но и способностью формировать
мотивированное (осознанное) и целенаправленное
поведение. Возможность осуществления
столь сложного поведения обусловлена
наличием у человека сознания.
Сознание — высший уровень психического
отражения и регуляции, присущий только
человеку как общественно-историческому
существу.
С практической точки зрения сознание
выступает как непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и умственных
образов, непосредственно предстающих
перед субъектом в его внутреннем мире
и предвосхищающих его практическую деятельность.
Мы вправе предположить, что похожая психическая
деятельность по формированию психических
образов происходит и у наиболее развитых
животных, таких как собаки, лошади, дельфины.
Поэтому человека отличает от животных
не сама эта деятельность, а механизмы
ее протекания, которые зародились в процессе
социального развития человека. Данные
механизмы и особенности оперирования
ими обусловливают наличие у человека
такого феномена, как сознание.
В результате действия этих механизмов
человек выделяет себя из окружающей среды
и осознает свою индивидуальность, формирует
свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности
представлений человека о самом себе,
об окружающей действительности и своем
месте в обществе. Благодаря сознанию
человек обладает способностью самостоятельно,
т. е. без воздействия раздражителей среды,
регулировать свое поведение. В свою очередь
«Я-концепция» является ядром его системы
саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию
об окружающем мире человек преломляет
через свою систему представлений о себе
и формирует свое поведение исходя из
системы своих ценностей, идеалов и мотивационных
установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует
условиям среды. Адекватность поведения
человека в значительной степени определяется
степенью его критичности. В упрощенном
виде критичность — это способность осознавать
различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря
критичности у человека формируются идеалы
и создается представление о морально-нравственных
ценностях. Именно способность критически
оценивать происходящее и сопоставлять
полученную информацию со своими установками
и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления,
формировать свое поведение отличает
человека от животного. Таким образом,
критичность выступает в качестве механизма
контроля за своим поведением. С другой
стороны, наличие столь сложного механизма
формирования и оперирования психическими
образами определяет наличие у человека
способности к сознательной деятельности,
проявлением которой является труд.
Для того
чтобы осознать важность данного
умозаключения, попробуем его отрицать,
сказав, что определенные животные
также совершают полезные действия.
Например, собака - охраняет, лошадь —
перевозит дрова, а некоторые
животные выступают в цирке, демонстрируя
действия, которые на первый взгляд
кажутся разумными. Однако все это
так только на первый взгляд. Для
того чтобы совершать столь сложные
действия, животному нужен человек.
Без участия человека, без его
инициирующего начала животное не в
состоянии совершить действия, похожие
на осознанное поведение. Следовательно,
деятельность человека и поведение
животного различаются степенью
самостоятельности. Благодаря сознанию
человек действует осознанно
и самостоятельно.
Таким образом,
мы можем выделить четыре основных
уровня развития психики живых организмов:
раздражимость, чувствительность (ощущения),
поведение высших животных (внешне
обусловленное поведение), сознание
человека (самодетерминированное поведение).
Следует отметить, что каждый из данных
уровней имеет свои стадии развития.
Высшим уровнем развития психики обладает
только человек. Но человек не рождается
с развитым сознанием. Формирование и
эволюция сознания происходят в процессе
физиологического и социального развития
конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому
процесс формирования сознания строго
индивидуален, обусловлен как особенностями
социального развития, так и генетической
предрасположенностью.
ФУНКЦИИ
ПСИХИКИ
Выделяютя
три основные функции психики: отражение
окружающей действительности, сохранение
целостности организма, регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между собой
и по сути являются элементами интегративной
функции психики, которая заключается
в обеспечении адаптации живого организма
к условиям окружающей среды. Чем более
развито живое существо, тем более сложны
механизмы его адаптации. Самые сложные
механизмы адаптации мы наблюдаем у человека.
Процесс адаптации человека в определенной
степени похож на процесс адаптации высших
животных. Так же как и у животных, адаптация
человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность.
Внутренняя направленность адаптации
состоит в том, что благодаря процессу
адаптации обеспечивается постоянство
внутренней среды организма и тем самым
достигается сохранение целостности организма.
Внешнее проявление адаптации заключается
в обеспечении адекватного контакта живого
существа с внешней средой, т. е. в формировании
соответствующего поведения у более развитых
существ или поведенческих реакций у менее
развитых организмов. Следовательно, и
внутренняя, и внешняя стороны адаптации
прежде всего обеспечивают возможность
биологического существования живого
существа. У человека построение контакта
с внешней средой имеет более сложную
структуру, чем у животных, поскольку человек
контактирует не только с природной, но
и с социальной средой, функционирующей
по законам, отличным от законов природы.
Поэтому мы вправе полагать, что адаптация
человека направлена не только на обеспечение
его биологического существования, но
и на обеспечение его существования в
обществе. Кроме этого,
мы вправе предположить, что и регуляция
внутреннего состояния у человека происходит
на более сложном уровне, поскольку приток
информации об изменившихся условиях
внешней среды порождает определенные
изменения в протекании психических процессов,
т. е. у человека происходит и психическая
адаптация.
происхождение
психики
Споры о
происхождении психики не прекращаются
и по сей день. Это обусловлено тем, что
проблема происхождения психики является
не только одной из самых сложных в научном
познании, но и основополагающей. Объяснить
происхождение психики пытаются многие
ученые в рамках не только психологической
науки, но и философии, религии, физиологии
и т. д. Сегодня еще пет однозначного ответа
на этот вопрос.
В отечественной психологии происхождение
психике рассматривают с материалистической
точки зрения, что предполагает использование
рационалистического способа познания,
основанного на эксперименте. Благодаря
экспериментальным исследованиям сегодня
мы знаем, что существует определенная
взаимосвязь между биологическим и психическим.
Например, хорошо известно, что заболевания
или нарушения функционирования тех или
иных органов могут отражаться на психике
человека. Так, длительный курс лечения
с использованием аппарата «искусственная
почка» сопровождается явлением временного
снижения интеллектуальных способностей,
что связано с накоплением в мозге солей
алюминия. После прекращения курса лечения
происходит восстановление интеллектуальных
способностей.
Следует отметить, что столь сложные психические
механизмы, наблюдаемые у человека, стали
возможны лишь вследствие длительной
эволюции живых организмов, исторического
развития человечества и индивидуального
развития конкретного индивида.
Психические процессы
— процессы,
условно выделенные в целостной
структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо
условное разделение психики на составные
элементы, появившееся ввиду существенного
влияния механистических представлений на учёных-психологов
в период становления научной психологии; также данное
выделение можно связать c аналитическими тенденциями
в науке XIX — начала XX века.Особенность психических
процессов в том, что они наиболее кратковременные,
быстропротекающие. Они являются актуальным
откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать,
что психические процессы тесно взаимосвязаны
и, строго говоря, сливаются в один целостный
процесс, свойство под названием «психика».
Деление сознания на психические
процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования.
В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике,
и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую
по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить
два уровня организации: первый связан
с нервными процессами, организуемыми
на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно
выделяются и определяются в сознании
личности. Второй уровень связан с сознанием
и включает в себя познавательные процессы.Взаимосвязь
психических процессов выражается, например,
в том, что восприятие невозможно
без памяти, запоминание невозможно без восприятия,
а внимание невозможно без мышления.
ВЫВОД
Таким образом, психика
человека - это отражение причинно-следственных
связей и отношений, то есть закономерностей
существования различных сторон
и особенностей окружающего мира.
Благодаря этому человек познает
не только то, что объективно существует.
Он может отражать и то, что было
и чего в настоящее время уже нет. Более
того, человек отражает и то, что будет,
что наступит. Благодаря этому он ставит
перед собой определенные цели и в соответствии
с ними планирует свои действия на будущее,
предвидит и как бы забегает вперед текущего
времени. Психика во всех ее формах как
отражение человеком объективной действительности
по своей сущности - социальное явление,
и, в отличие от психики животных, представляет
собой осознанное познание. Правда, у человека
есть немало моментов познавательной
деятельности, которые им не всегда и не
при всех условиях полностью осознаются.
Источники:
1) Ганзен В. А. Системные описания в психологии.
– Л.: ЛГУ, 1984.
2) Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Психологический
словарь.
3) Мишина Ю.Д. Лекции по общей психологии.
4) Первушина О. Н. Общая психология: Методические
указания. – Новосибирск: Научно-учебный
центр психологии НГУ, 1996.
5) Шапарь В. Б. Словарь практического психолога.
– М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.