Понятие о внимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач.
Уже из данного определения внимание следует, что оно характеризуется направленностью на то, чем занято сознание, и сосредоточенностью сознания на чем-то требующим особой осознанности.

Файлы: 1 файл

Оля -Внимание.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Распределение внимания – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Это субъективно переживаемая способность удерживать в центре внимания несколько предметов (субъективно, поскольку объективно мы можем воспринимать только один предмет). Но, тем не менее, некоторые люди могут делать одновременно несколько дел. Например, Ю. Цезарь мог одновременно делать 7 дел. А Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов. Один французский психолог мог вслух читать одно стихотворение, а писать другое. Однако в действительности человек одномоментно обрабатывает лишь один предмет, т. е. в этих случаях мы имеем дело с быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Еще В. Вунд писал, что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух раздражителях, но можно быстро переключиться.

Переключение  внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.

Объем внимания - Количество объектов воспринимаемых одновременно за один акт восприятия. Объем внимания определяется числом 7 +(-) 2. Важно помнить, что объем внимания регуляции и тренеровке не поддается.

Различные свойства внимания – его концентрация, распределение, переключение и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью.

 

4. Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности человека

Отмечая роль внимания в  психической деятельности, вспомним слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание характеризуется  следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

В свойствах внимания выражаются особенности личности. В зависимости от всего склада психической жизни формируется внимательность личности.

 По характеру внимания  людей разделяют на внимательных, невнимательных, рассеянных.

Внимательность как  черту личности следует отличать от психических состояний. Внимательность и рассеянность как временные психические состояния наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты характера.

Состояние обостренной  внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную  для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для жизни событий, выполнением ответственных поручений.

Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию.

Состояние внимательности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание.

Состояние внимательности, как и все психические состояния,— явление преходящее. Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания. Вот почему бывают горькие разочарования в людях, когда приняв состояние внимательности за черту личности, позже начинаешь понимать истинный стиль внимания данного человека.

Рассеянность как состояние  внимания также переживается каждым человеком Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями при выполнении малоинтересного дела, радостное, приподнятое настроение при отсутствии ответственного дела, пресыщение разговорами – все эти, как и некоторые другие, причины могут вызвать состояние рассеянности В этом состоянии человек может проявлять не свойственною ему как личности невнимательность.

Внимание как черта  личности, т.е. внимательность, определяется прежде всего соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленная переключаемость, слабое распределение) компенсируются. Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о внутренней пустоте человека: его внимание находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка внимания минимальна. Такое внимание может быть охарактеризовано как рассеянность, отличительным признаком которой является «легкость в мыслях необыкновенная», порхание от объекта к объекту.

 Причиной рассеянности  может быть и глубокая концентрация  внимания на одном предмете. В этом случае человек, недостаточно распределяя внимание, перестает замечать происходящее вокруг. По внешней картине поведения кажется, что этот человек вообще рассеянный. Сильная степень концентрации вниманий на одном предмете характерна для мыслителей. Такая рассеянность внимания — следствие концентрации внимания на одном объекте.

И внимательность, и рассеянность, связанная с неумением произвольно  регулировать свое внимание, выражаются в мыслительной деятельности, первая — в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждений; вторая — в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является не причиной, а одним из условии, определяющих логический ход мысли и ее результаты.

 Преобладание у  человека произвольного внимания  говорит о том, что ему присуща  внимательность как черта личности. Для более глубокого понимания  внимательности следует проанализировать, во-первых, ее связь с деятельностью  и направленностью личности, которые определяют содержательно-мотивационную сторону внимания, и, во-вторых, соотношение в структуре внимательности свойств внимания.

В трудовой и учебной  деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность.

Знания позволяют подмечать  такие детали в предметах или  мыслях, мимо которых проходит неспециалист. Так, профессионализация внимания педагога сказывается в том, что он начинает замечать недостатки поведения окружающих не только в школе, но и вне ее, не может спокойно пройти мимо нарушений норм поведения. Занятие техническим конструированием заставляет рабочего, инженера присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его неотступного думания, а следовательно, и внимания.

Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают значительное влияние на то, какие предметы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

 Внимательность как  черта личности проявляется в  своеобразном синтезе свойств  внимания. Формирует определенные  свойства внимания активная деятельность  человека. Например, педагогическая  деятельность вырабатывает устойчивое, хорошо распределяемое и быстро переключаемое внимание. Труд ученого требует концентрированного и устойчивого, но менее гибкого внимания. Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной системы, формируются в результате деятельности.

Включенное в познавательную деятельность человека, внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности. В таких чертах характера, как наблюдательность и любознательность, синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и особенности его внимания. В страстности как эмоциональной черте личности синтез внимания с познавательной деятельностью происходит на основе чувств.

Огромную ценность в  обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.

 Подводя итоги анализа  внимательности как черты личности, следует подчеркнуть, что в ней отражаются:

1) направленность личности,

2) типологические особенности человека. Внимательность формируется в деятельности и синтезируется с некоторыми чертами умственной деятельности и эмоциональными особенностями человека.

 

Заключение

Итак, с помощью нашего исследования мы выяснили, что внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции. В разработках Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Рибо, он связал внимание с регуляцией идеомоторных движений.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически  исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением этого  вила внимания, является ориентировочная  реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимание. По мере развития операционально-технической стороны в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации возможно появление так называемого постпроизвольное внимание.

К числу характеристик  внимания, определяемых путем экспериментальных  исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

В современной психологии разработана теория внимания как  функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программ их осуществления (П.Я.Гальперин). Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, в частности ее планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Основы  психологии. Столяренко Л.Д. 6-е изд., перераб и доп. – Ростовн/Д: Феникс, 2003.-672с.

2. Психология. Немов  Р.С. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. -576с.

3. Психология. Крутецкий  В.А. Учебник для учащихся пед.  училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352с., ил.

 

 

 


Информация о работе Понятие о внимании