Понятие об ощущении. Виды ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира и из внутреннего о состоянии самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии.
Однако поток этих сигналов очень широк. Их нужно перерабатывать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно- перцептивная система, которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1
Понятие об ощущении…………………………………………………
5
2
Виды ощущений……………………………………………………….
9
3
Нарушения ощущений…………………………………………………
17
4
Основные свойства ощущений………………………………………..
18
5
Физиологические основы ощущений…………………………………
20
Заключение…………………………………………………………………..
23
Список литературы ………………………………...………………………..
24

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ готова.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

   Федеральное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

Факультет мировой экономики и торговли

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По «Психологии и педагогике»

 

Тема: ( Понятие об ощущении. Виды ощущений.)

 

 

 

 

Выполнена студенткой

 

 

 

 

 

 

Москва-2013г

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

3

1

Понятие об ощущении…………………………………………………

5

2

Виды ощущений……………………………………………………….

9

3

Нарушения ощущений…………………………………………………

17

4

Основные свойства ощущений………………………………………..

18

5

Физиологические основы ощущений…………………………………

20

Заключение…………………………………………………………………..

23

Список литературы ………………………………...………………………..

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира и из внутреннего о состоянии самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии.

Однако поток этих сигналов очень широк. Их нужно перерабатывать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно- перцептивная система, которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации.

Сенсорные клетки – рецепторы - воспринимают и преобразуют стимулы (действия раздражителя) как внешнего мира, так и идущие из внутренней среды организма. В психологии этот процесс описывают как ощущение. Термин «ощущение» психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят в тех случаях, когда человек отдает себе отчет в том, что на его органы чувств поступил какой-то сигнал. Любое изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентуется в виде ощущения.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. Человеческий организм в виде ощущений получает информацию о состоянии среды. Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Г.П. Зинченко, непрерывно. «Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в человеческое сознание. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…». Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент в нас и нашем собственном организме. Они дают возможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ОБ  ОЩУЩЕНИИ

 

Ощущения – это отражение отдельных, простых  качеств, предметов и свойств действительности при непосредственном воздействие в данный момент времени на наши органы чувств. Так же это начальный источник всех наших знаний о мире. При  помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения – что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное возникновение предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называются раздражением.

Уже древние греки различали 5 органов и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации.

И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из 3 отделов: орган чувств – рецептор (от латинского слова «rĕcaptor» - принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центральные участки коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.

Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникает, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при повреждении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванные каким-либо раздражителем в органе чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущение появляется тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними.

У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела – глаз, ухо и т.д. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на слуховые и т.д.

Главная часть каждого органа чувств – рецепторы, окончания чувствительного нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, кожа, нос. Кроме этого имеются и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, и внутренних органах человека. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т.д.

Таким образом, обзор литературы показал важность простейшего психического процесса, такого как ощущение, состоящего в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Схема психического процесса – ощущения представлена на рис.1.

 

Рис.1. Схема психического процесса – ощущения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

 

Ощущения можно группировать по различным признакам. Существует несколько оснований для классификации ощущений:

  • Классификация по модальности (виду анализаторов);
  • По участию ощущений в построении образа и регуляции поведения человека;
  • Генетическая классификация.

Классификация по модальности представлена на рис.2.

Рис.2. Классификация по модальности

Рассмотрим более подробно виды ощущений .

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много - около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов - всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.

Информация о работе Понятие об ощущении. Виды ощущений