Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

В. Панферов считает, что  основные функции общения часто  характеризуют, не прибегая к анализу  функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь? Как разные основы связаны между собой?»

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями. Первый из них включает три класса известных уже функций - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) - охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что  вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

Все приведенные функции  трансформируются в одну главную  функцию общения - регуляторную, которая  проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).

Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый  океан общечеловеческого опыта. Подчеркивая значение языка в  человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др.

Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и  грядущими - всеми поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ, его же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.

Конечно, знать не только свой, но и другие языки - значит иметь  доступ к культурным традициям других народов, намного расширить границы  своего общения.

Известно, что никакой, даже самый лучший перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Так что не случайно столько  вдохновенных поэтических строк  в мировой, русской и украинской литературе посвящается именно родному  языку, почтению и воспевания его  величия и красоты.

Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные качества языка и пытались объяснить их, используя такие слова, как «правильный», «красивый», «доступный» и др. Например, Цицерон считал, что оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет чистой, понятной и красивой. Во время общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещание, т.е. акт использования индивидом языка для общения.

Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.

Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому  она должна быть доступной как  для того, кто говорит, так и  для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка  со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации.

То есть тот, кто говорит  или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи.

Возникают вопросы: Каким  образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка  и того, кто им в настоящее время  пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы кроется имеющаяся связь коммуникативных качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые в свою очередь являются залогом эффективности общения.

Постоянно связаны между  собой язык и мышление: с помощью  языка воспроизводится мысль  человека и в речи она формируется. Это соотношение дает возможность  осмыслить такие качества речи, как  ее точность (значения слов соотношении с содержанием и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышления).

Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими переживаниями индивида. Язык, что влияет на ум, так и на эмоциональную сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или читателя, обычно называют выразительным. И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образной речи.

Неопровержим, наконец, факт соотношения языка и условий  общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.

Универсальной для общения  является естественная речь, с помощью  которой можно выразить практически  все - от неясного чувства, что зарождается, до самой идеи и понятий.

Живой природный язык отражает душу того лица, которое общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит и переливается под солнцем нашего «Я».

По языку человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или литературной, где первое - это живой язык повседневного общения, который не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры.

Наряду с естественным языком важным средством общения  являются так называемые искусственные языки: азбука Морзе, язык глухих, разные шифры и др. Зачастую искусственный язык используется в науке, например, различные специальные термины и понятия, математические и химические формулы, условные географические обозначения и т.п. Именно поэтому овладение языком той или иной науки является необходимым пропуском в ее храм. К искусственным языкам относятся также компьютерные языки, благодаря которым происходит общение человека с компьютером и в виртуальном пространстве сети Internet.

Обычно в межличностном  общении используется письменная и устная речь.

Письменная речь - это разновидность языка, который дает возможность общаться с собеседниками : и теми, которые являются современниками того, кто пишет, и теми, кто будет жить после него. Ее роль становится решающей в тех ситуациях, где необходимы точность, ответственность за каждое слово.

Для того, чтобы успешно  пользоваться письменным языком, нужно  постоянно обогащать свой словарный запас, ведь чем богаче и разнообразнее словарь человека, тем богаче и разнообразнее его речь. Письменная речь осуществляется в форме писания и чтения написанного.

Устная речь - это разновидность речи, которое воспринимается другими собеседниками на слух. В противовес письменной, устная речь экономнее, т.е. для устной передачи любой мысли необходимо меньше слов, чем для письменного.

В невербальном общении  используется система знаков, которые отличаются от языковых средствами и формой их обнаружения. В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Язык невербального  общения - это язык чувств, а не только жестов. Недаром говорят, что молчание - золото, а слово - серебро, т.е. молчание иногда бывает краснословнее, чем слова. Или, например, взгляд глазами: с его помощью осознается тот пласт информации и те особенности общения, которые в вербальном языке трудно передать.

Итак, можно согласиться  с В. Лабунской которая подчеркивает сложности феномена, каким является понятие «невербального общения». Определяя  его, ученый понимает под ним такой  вид общения, для которого является характерным использование в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и не вербальных коммуникаций.

Из этого следует, что  невербальные средства не только полифункциональные, но и являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции (от лат. Perceptio - восприятие), как вид взаимодействия.

Понятие «невербального общения» является более широким чем понятие «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение». В свою очередь понятие «невербальное поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации».

Определяя понятие « невербальные коммуникации », исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны, как лингвистические знаковые системы.

Что касается понятия  « невербальное поведение », то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными , для него характерно единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), бессознательных движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы.

Основа невербального  поведения основывается на различных  движениях (жесты, экспрессия лица, выражение  глаз, позы, интонционально-ритмические  характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения.

Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется  как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.

 




Информация о работе Понятие общения