Понятие памяти и её закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения

Файлы: 1 файл

Память.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Когда мы отмечали, что забывание определяется временем, прошедшим после заучивания, то можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди (возраст - это временная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.

Забывание мсжгт быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

  • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

  • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого,  казавшегося забытым;

  • эйдетизм- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т.п.). Затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т.п.).

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечат-ление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т.п.). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980

  1. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973

  1. Аткинсон Р. Память и уход за ней. Орел, 1992

  1. Андреев О.А, Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992

  1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М., 1993

  1. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994

  1. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990

  1. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993

  1. Матюгин И.Ю., Чаекаберъя Е. И. Развитие образной памяти. М., 1993

  1. Норманд Д. Память и научение. М., 1985

  1. Постовит В.А. Память. СПб., 1993

  1. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989

  1. Развитие памяти. Рига, 1991

 


Информация о работе Понятие памяти и её закономерности