Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:24, реферат
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским VI в. до н. э. и поддерживалась Гиппократом ок. 460 ок. 377 г. до н.э в течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие памяти ……………………………………………………………...4
Глава 2. Биологические основы и физиологические механизмы памяти…………..7
Глава 3. Эмоциональная память и научение………………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………………... 17
Библиография…………………………………………………………………………18
Поведенческие расстройства, вызванные удалением миндалин, связаны с нарушением двусторонней передачи информации между височными долями и гипоталамусом, которая у интактного животного опосредована миндалиной. Как формируется декларативная эмоциональная память Предполагают, что сенсорный сигнал от внешнего мира, поступающий из височных областей коры, и сигналы о состоянии внутренней среды, определяемые гипоталамусом, конвергируют на нейронах миндалины, изменяя их синаптические связи. Это обеспечивает формирование стабильных и длительно сохраняющихся следов эмоциональной памяти. Миндалина обеспечивает быстрое и прочное запечатление в памяти эмоциональных событий часто после одноразового обучения. Функции гиппокампа в процессах памяти. Гиппокамп древний отдел мозга. Он тесно связан с височными долями. У приматов гиппокамп прижат к миндалине в височной доле. Гиппокамп имеет мощные входные и выходные связи с перегородкой в виде толстого пучка волокон свода.
Мощный вход в гиппокамп представлен волокнами из энториальной коры, куда поступают сенсорные сигналы от нейронов детекторов и гностических единиц. Волокна энториальной коры достигают гиппокампа либо прямо, либо через зубчатую фасцию, оказывающую тормозное влияние на его нейроны. Другой вход в гиппокамп берет начало в поясной извилине одной из структур лимбической системы. По мере изучения гиппокампа менялось представление о его функциях.
Сначала он рассматривался как кора обонятельного мозга. Затем широко распространилась точка зрения, что гиппокамп ответствен за формирование долговременной памяти. Первые свидетельства о связи гиппокампа с памятью были получены при нейрохирургических операциях на мозге. По-видимому, гиппокамп непричастен к формированию ни декларативной, ни процедурной памяти, а только к манипуляции следами памяти. Гиппокамп, скорее, менеджер долговременной памяти.
Научение.
Понятия память и научение психологи и нейробиологи традиционно относят к поведенческим категориям. Они применимы для характеристики целостного организма. Память и научение неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков, умений. В отличие от научения процессы памяти ответственны не только за усвоение фиксацию, но и за сохранение и воспроизведение извлечение информации. В самом широком смысле слова научение можно определить, как приспособительное изменение поведения, обусловленное прошлым опытом. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накапливайся прошлый опыт, который может стать источником адаптивных изменений поведения. Научение совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной фенотипической памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения. Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов привыкание, сенситизация, ассоциативное научение, включающее выработку классического условного рефлекса, инструментального или оперантного рефлекса одномоментное обучение на аверсивном подкреплении сложно моментное научение импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение формирование декларативной памяти.
Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула. Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса или его отдельных компонентов. С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием нервной модели стимула его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса. Сенситизация другая форма простейшего научения, выражавшаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель.
Заключение
Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма. В результате теоретической работы было установлено, что память когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.
Также мы выяснили, что такое эмоциональная память и научение виды научение функции гиппокампа в процессах памяти, а именно гиппокамп непричастен к формированию ни декларативной, ни процедурной памяти,а только к манипуляции следами памяти. гиппокамп, скорее, менеджер долговременной памяти. Наряду с этим была рассмотрена проблема биологических основ и физиологических механизмов памяти. Тему реферата мы считаем раскрытой, хотя работа в данном направлении не завершена. Следует продолжить изучение современных тенденций развитие феномена памяти, относительно психофизиологии.
Библиография
1. Голубева Э.А. Индивидуальные
особенности памяти человека.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М 1961 Квавилашвили Л.Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти Вопросы психологии. 1986, N 4, с. 142 147
3. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М. Мир, 1978
4. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М 1966
5.Лебедев А.Н.
6. Лебедев А.Н. Психофизиология памяти. В кн. Основы психофизиологии. под ред. Ю.И. Александрова. М изд во Инфра М , 1997, с. 129 142.
7. Ливанов М.Н. Избранные труды. Пространственно временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. М