Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:09, реферат
Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах.
Введение
Понятие перцепции, значение перцепции в общении. Ошибки восприятия человека человеком…………………………………………………………3
Механизмы социальной перцепции и их характеристика………………..17
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы
Признаки наблюдения:
Человеческое лицо — наиглавнейший источник информации
о воспринимаемом человеке. При этом из
всех параметров для нас важнейшими являютсямимика и глаза.
Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены.
О глазах как «зеркале
души» сказано достаточно. Причем сами по себе глаза (с материалистической
точки зрения) невыразительны. Таковыми
их делают все те же микродвижения мимических
окологлазных мышц. Но делают это виртуозно,
и столь же виртуозна способность человека
воспринимать и интерпретировать эти
движения. Вот только некоторые, культурно
закрепленные интерпретации.
Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек
способен без дискомфорта воспринимать
прямой взгляд партнера по общению не
более трех секунд. «Право на длительный
прямой взгляд» в культуре соотнесено
со статусом и властью человека: чем они
больше, тем дольше человек может смотреть
«в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:
— как вызов
— как предложение к сокращению личностной
дистанции в общении.
Отказ от контакта глазами - субъективно
расценивается наблюдателем как наказание
или способ манипуляции.
«Невидящие глаза». Субъективно воспринимаются как показатель
агрессивных намерений, угроза или защитная
(как правило, тоже агрессивная) реакция.
Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике,
древней науке, «умеющей» читать человека,
его особенности, прошлое, настоящее и
будущее по конфигурации черт лица. Одна
из первых физиогномических систем появилась
в Китае в III веке до н.э. В соответствии
с ней лицо делилось на три зоны: от подбородка
до кончика носа, от кончика носа до бровей,
от бровей до границы лба. Верхняя зона считалась
выразителем умственных способностей
человека, а также условий его жизни в
детстве. Средняя зона свидетельствовала
о силе и подвижности духа, самоконтроле
и считалась наиболее информативной в
применении к людям от 35 до 55 лет. Нижняя зона говорила о
способности к привязанностям, возможности
успеха в жизни. По мнению создателей,
она лучше всего «читается» в пожилом
возрасте. Для чтения лица было разработано
более 100 карт.
До нашего времени физиогномика дошла
в невероятно упрощенном, анекдотическом
варианте. Она приняла вид расхожих сентенций
— предрассудков, не имеющих под собой
серьезных оснований: «большой подбородок
— властный характер», «узкие губы — холодность»,
«большой лоб — признак ума» и т.п. Правда,
беспочвенность не мешает им жить и управлять
нашим восприятием. Конечно, «высоколобые»
от этого не приобретают дополнительных
интеллектуальных возможностей, но их
восприятие людьми вполне может определяться
этим признаком внешности.
Вот пример «из нашей жизни». Если сравнить
фотографии В.И. Ленина с его стилизованными
изображениями на орденах, плакатах и
даже в скульптуре, мы увидим полное несоответствие
формы подбородка. В жизни у него был достаточно
узкий подбородок, соответствующий овальному
типу лица. В образчиках идеологического
искусства он приобретал явно скандинавские
черты. Видимо, таким образом укреплялась
вера народа в непреклонную волю руководящих
лидеров. Физиогномические верования
современного человека активно используются
в рекламных образах, при создании имиджа
политических лидеров и т.д.
В послевоенные годы довольно популярным
направлением исследований в социальной
психологии было создание каталогов жестов
и поз, типичных для той или иной культуры.
Вот некоторые примеры экспрессивных
жестов, имеющих универсальную трактовку
в европейской культуре:
— пальцы, сведенные кончиками вместе -
стыд, покорность, смирение
— палец, зажатый ладонью другой руки - самоободрение
— различные «почесывания» головы - нерешительность, неготовность.
О позах как средстве выражения экспрессии
написано в последние годы очень много.
Лучше всего изучен набор поведенческих
реакций (поз, жестов), которые выражают
отношение к партнеру по следующим параметрам:
избегание — приближение, открытость
— закрытость, доминирование — подчинение.
Например, о близости или формальности
контактов говорит физическая дистанция
общения. Американский антрополог и психолог
Э. Холл для своей культуры разработал
некоторые физические нормативы дистанции,
соответствующие отношениям различного
типа:
— интимная дистанция — 0 — 30 см;
— личная дистанция — 30 — 120 см;
— социальная дистанция — 120 — 360 см;
— публичная — 360 см и более.
В русском языке есть множество определений
походки, которые прямо указывают на род
занятий, психологическое состояние и
даже психологические особенности ее
исполнителя: развязная, усталая, окрыленная,
утонченная, уверенная. Помните: «Шаркающей
кавалерийской походкой...». Из исследований
известно, что самая «тяжелая» походка
— при гневе, самая большая длина шага
— при гордости (Ю. Крижанская, В. Третьяков).
Страдающий человек практически не размахивает
руками, а счастье делает походку легкой,
шаг — частым.
В походке много индивидуального, неповторимого.
Походка несет культурно значимую, всеобщую
информацию о состоянии человека, его
поле, возрасте.
Голос и речь человека
С одной стороны, каждый человек обладает
уникальным, неповторимым набором голосовых
и речевых особенностей: интонация в сочетании
с громкостью и длиной фраз, характерные
паузы и вкрапления в речь. С другой стороны,
очень многие параметры голоса несут социально
значимую информацию, помогающую «расшифровывать»
его владельца в ситуации общения.
Громкость голоса отражает то, насколько
человек владеет пространством общения.
Субъективно громкий голос ассоциируется
с такими чертами человека, как уверенность,
социальная смелость, компетентность.
Паузы — еще один показатель уверенности.
Отсутствие пауз часто интерпретируется
как тревожность, неуверенность в своих
словах. Пауза — известное средство управления
разговором, манипулирования состоянием
человека.
Темп речи связывается с темпераментом
(что достаточно справедливо), реже чутким
наблюдателем он используется для диагностики
физического состояния человека. Важный
аспект общения — сочетание темпов речи
собеседников. Замедляя или ускоряя темп
собственной речи, можно активно влиять
и на разговор, и на состояние собеседника.
Форма рта при разговоре. Важный показатель
энергосостояния наблюдаемого. Особенно
— с точки зрения контроля над собой, собранности—распущенности
и др. Очень интересный речевой оборот
русского языка — «зажатый голос». По
сути дела, он включает достаточно объемную
характеристику человека, его настроя,
состояния.
В современной социальной
психологии выделено и изучено несколько
механизмов социального познания, которые
могут быть определены по трем группам в соответствии с социальной ситуацией,
в которой они обычно используются.
Ситуация 1 — ролевого, межгруппового
взаимодействия, в которой партнер воспринимается
как носитель определенной роли, принадлежащий
к некой социальной группе. В этой ситуации,
как правило, ставится задача присвоения
ему определенных признаков, на основе
которых может быть построен поверхностный,
первичный контакт. Ситуация может быть
определена как монологическая, объектная,
так как другой человек воспринимается
здесь сквозь призму социально выработанных
ролевых и межгрупповых представлений,
обобщений. Механизмы восприятия, соответствующие
этой задаче, — схемы первого впечатления,
стереотипизация, физиогномическая редукция,
внутригрупповой фаворитизм.
Ситуация 2 — межличностного взаимодействия,
требующая не просто категоризации воспринимаемого,
соотнесения его с определенной группой
или ролью, но и понимания, установления
доверительных отношений в процессе общения
или совместной деятельности. Ситуация
может быть определена как диалогическая,
ориентированная на взаимопонимание.
Механизмы понимания — идентификация,
эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.
Ситуация 3 — достаточно специфическая,
связанная с возникновением непонимания
партнера, прежде всего того, с которым
предполагается установить определенные
отношения или наладить совместную деятельность.
Непонимание предполагает анализ причин
поведения, соответственно механизм социального
познания, применяемый в такой ситуации,
— причинно-следственное приписывание,
или каузальная атрибуция
2. Механизмы социальной перцепции и их характеристика.
Если в процессе длительного
общения отношения людей
Типовые схемы социального восприятия.
В их основе лежит хорошо известный «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении. Ю. Крижанская и В. Третьяков выделяют три основных фактора, ответственных за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления:
Соответственно они
выделяют и три схемы
Первая схема социального
восприятия начинает работать в ситуации
неравенства партнеров (точнее, когда
наблюдатель ощущает
эмоциональный компонент.
Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Стереотипизация — процесс формирования впечатления
о воспринимаемом человеке на основе выработанных
группой стереотипов.
Разные социальные группы, реальные (нация)
или идеальные (профессиональная группа)
вырабатывают стереотипы, устойчивые
объяснения определенных фактов, привычные
интерпретации вещей. Это вполне логично,
так как стереотипизация — необходимый
и полезный инструмент социального познания
мира. Он позволяет быстро и на определенном
уровне достаточно надежно категоризовать,
упрощать социальное окружение человека.
Сделать его понятным, а следовательно,
прогнозируемым.
Таким образом, селекция, ограничение,
категоризация огромной массы социальной
информации, ежеминутно обрушивающейся
на человека, — когнитивная основа стереотипизации.
Оценочная поляризация в пользу своей
группы, дающая человеку чувство принадлежности
и защищенности, — мотивационная основа
этого механизма. Г. Тэджфел выделяет четыре
функции стереотипов, две из которых реализуются
на индивидуальном уровне, две — на групповом.
Значение стереотипа
на индивидуальном уровне:
— селекция социальной информации;
— создание и поддержание положительного
«Я-образа».
На групповом уровне:
— формирование и поддержание групповой
идеологии, объясняющей и оправдывающей
поведение группы;
— создание и поддержание положительного
«Мы-образа».
Рождение социальных стереотипов связано
с определенными социальными ситуациями.
В каждой конкретной ситуации тот или
иной образ хорошо выполнял перечисленные
выше функции и потому закрепился в виде
стереотипа. Но социальная ситуация жизни
группы и входящих в нее людей меняется
значительно быстрее, чем порожденные
ими стереотипы. В результате стереотип
начинает жить собственной жизнью, влияя
на развитие отношений данной группы с
другими, данного человека — с другими
людьми.
При своем рождении групповые стереотипы
часто проходят стадию, связанную с закономерностью
формирования «социальных местоимений»:
«они — мы — я». Конкретно, вначале именно
другая группа (та, по отношению к которой
формируется стереотип) имеет качественную
определенность. Своя же группа дословно
определяется как «та, которая не...», то
есть через отрицание. Лишь позднее возникают
собственные качества, не обязательно
построенные по принципу «наоборот».
В бытовом сознании существует два устойчивых
мифа, связанных со стереотипами.
Первый миф. Стереотип
рассматривается как система представлений
о другой группе, содержащая в основном
негативные, враждебные характеристики
и отношения. Это не соответствует действительности.
Стереотипы возникают как ответ на реальные
взаимоотношения групп. Они насыщаются
(иногда в преувеличенном виде) теми эмоциями,
которые характерны для этих отношений.
В одном случае тенденция субъективно
увеличивать различия между группами
может быть сведена практически к нулю,
— тогда возникают симпатичные, привлекательные
образы других групп, возможно, с оттенком
безобидной иронии. В другом случае история
взаимоотношений отражается в стереотипе
в виде злого сарказма, унизительных характеристик
другой группы.
Второй миф связан с восприятием
стереотипа как искаженного, догматичного
приема социального познания. «Ты мыслишь
стереотипно» — этой фразой подчеркивают
скудость, бесперспективность умственных
построений собеседника. Оценочное отношение
к стереотипу как таковому противоречит
его природе. Стереотипизация — это механизм,
он всегда есть там, где происходит социальное
взаимодействие. Он не может быть хорошим
или плохим. Другое дело, что его возможности
локальны, ограничены зоной действия ситуации
межгруппового, ролевого восприятия. Перенос
стереотипов в ситуации межличностного
понимания, подмена им более тонких механизмов
настройки на другого человека искажают
восприятие, разрушают общение и взаимодействие.
У стереотипа есть своя «экологическая
ниша», своя разрешающая способность.
Целые области человеческих отношений
— вне его компетенции, например воспитательные.
Идентификация —(частный случай стереотипизации)
уподобление себя другому. Это попытка
понять состояние, настроение человека,
его отношение к миру и себе, поставив
себя на его место, слившись с его «Я».
При этом неизбежен пусть временный, но
отказ от собственного «Я». При идентификации
с другим человеком усваиваются его нормы,
ценности, поведение, вкусы и привычки.
Человек ведет себя так, как, по его мнению,
строил бы в данной ситуации свое поведение
этот человек. Идентификация имеет особое
личностное значение на определенном
этапе развития, чаще всего в старшем подростковом
или юношеском возрасте, когда она во многом
определяет характер отношений между
юношей и значимыми для него взрослыми
или сверстниками (например, отношение
к кумиру).
Эмпатия — (частный случай
стереотипизации) постижение эмоционального
состояния, чувствование в другого человека.
Термин вошел в обиход психологической
науки благодаря Э. Титченеру.
Эмпатия основана на умении правильно
представлять себе, что происходит в душе
другого человека, что он переживает, как
оценивает окружающий мир. Известно, что
эмпатия тем выше, чем лучше человек способен
представить себе, как одно и то же событие
будет воспринято разными людьми, и насколько
он допускает право на существование этих
точек зрения. Большое значение имеет
и личный опыт разнообразных душевных
переживаний, потому что трудно вообразить
чувство другого, которое сам никогда
не испытывал. Таким образом, в определенном
смысле эмпатия — это способность делать
вывод по аналогии, хотя подобное определение
не дает исчерпывающего ответа на вопрос
природе этого феномена.
Аттракция - (от лат. attrahere – привлекать, притягивать),
рассматривается как особая форма восприятия
одного человека другим, основанная на
устойчивом положительном отношении к
человеку. В процессе аттракции люди не
просто понимают друг друга, но формируют
между собой определенные эмоциональные
взаимоотношения. На основе различных
эмоциональных оценок, образуется разнообразная
гамма чувств: начиная от неприятия, чувства
отвращения, к тому или иному человеку,
до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция
также представляется механизмом формирования
симпатии между людьми в процессе общения.
Присутствие аттракции в процессе межличностной
перцепции, указывает тот факт, что общение
всегда есть реализация определенных
отношений (как общественных, так и межличностных),
и в основном аттракция более проявляется
в межличностных отношениях. Психологи
выделили различные уровни аттракции:
симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется
как вид устойчивых, межличностных отношений,
характеризующийся устойчивой взаимной
привязанностью их участников, в процессе
дружбы усиливается аффилиация (стремление
быть в обществе, вместе с другом, друзьями)
и ожидание взаимной симпатии.
Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.
Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.
Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.
Заключение
Таким образом социальная
перцепция – это восприятие, понимание
и оценка людьми социальных объектов,
прежде всего самих себя, других
людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж.Брунер
для обозначения факта социальной обусловленности
восприятия, его зависимости не только
от характеристик объекта, но и от прошлого
опыта субъекта, его целей, намерений,
от значимости ситуации.
Перцептивная сторона общения включает
в себя процесс формирования образа другого
человека, что достигается «прочтением»
за физическими характеристиками партнера
его психологических свойств и особенностей
поведения.
Социальными психологами установлено,
что восприятие социальных объектов качественно
отличается от восприятия материального
мира. Это происходит потому, что, во-первых,
социальный объект не пассивен и не безразличен
по отношению к воспринимающему субъекту.
Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый
человек стремиться трансформировать
представление о себе в благоприятную
для своих целей сторону.
Во-вторых, внимание субъекта социальной
перцепции сосредоточено прежде всего
не на моментах порождения образа как
результата отражения воспринимаемой
реальности, а на смысловых и оценочных
интерпретациях воспринимаемого объекта,
в том числе причинных. В-третьих, восприятие
социальных субъектов характеризуется
большей слитностью познавательных компонентов
с эмоциональными (аффективными), большей
зависимостью от мотивационно-смысловой
структуры деятельности воспринимающего
субъекта.
Область исследований, связанная с выяснением
механизмов образования различных эмоциональных
отношений к воспринимаемому человеку
– это исследование аттракции. А аттракция
как механизм социальной перцепции рассматривается
в трех аспектах: процесс формирования
привлекательности другого человека,
результат данного процесса, качество
отношений. И результатом действия этого
механизма является особый вид социальной
установки на другого человека, в которой
преобладает эмоциональный компонент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник.
– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 2006.
Андриенко Е.В. Социальная психология:
Учебное пособие для вузов /Под ред. В.А.Сластенина.
– М.: Академия, 2005.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология
// Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной
психологии. - М., 2004.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека
человеком. – М., 2004.
Волкова А.А., Дмитрова Л.В. Психология
и педагогика для студентов вузов.
Серия «Шпаргалки», Ростов – на – Дону,
ФЕНИКС, 2004.
Гормонов М.К. Общественное мнение. История
и современность. - М., 2005.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция
социальных представлений в современной
психологии. - М., 2002.
Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 2004.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.,
2001
Социальная психология: Учебное пособие
для вузов / сост.: А.В.Мокашенцева. – Новосибирск:
Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007.
Шибутани С.М. Социальная психология.
- Ростов-на-Дону, 2004.
- -