Понятие, признаки и проявления воли у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Именно воля, наряду с такими понятиями, как речь, язык, сознание являются одними из основных отличий человека от животного мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие о воле человека в психологии 4
2. Волевое действие и его структура 7
3. Признаки и проявление воли у человека 12
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

К.р. психология.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале[4].

Таким образом, волевое действие представляет собой сложный акт, имеющий собственную структуру и тесно связанный с целеполаганием и планированием.

3. Признаки и проявление воли у человека

 

Воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками и проявлениями.

Признаками волевого акта является то, что:

1. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.

2. Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.

3. Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

Согласно теории И. П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае "тормоз" не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.

Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей[5].

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя.

Рассмотрим близкий для студентов пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.

Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:

1) решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;

2) самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;

3) смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;

4) настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);

5) исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;

6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;

7) дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Каждое из волевых качеств имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и т.п.

Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

Необходимо более подробно рассмотреть такой процесс. как план принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.

Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени.

Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.

Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:

1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспрекословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли у него не сформировалась;

2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.

Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность.

Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели[6].

15

 



 

Список используемой литературы

1.      Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – М. : Прогресс, 2005. – 342 с.

2.      Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Электронный ресурс]:  конспект лекций  / Н.Ю. Дмитриева. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy104.htm.

3.      Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Издательство «Питер», 2008 – 592 с.

4.      Морозов, А. В. Деловая психология [Электронный ресурс]: курс лекций: Эмоциональная и волевая сферы личности / А.В. Морозов. - Режим доступа: http://business.polbu.ru/morozov_psychology/ch11_xv.html.

5.      Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд., -  М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

 

15

 



[1]Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд., - М. : Издательство «ВЛАДОС», 2003. - С. 424.

[2] Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – М. : Издательство «Прогресс», 2005. – С. 56.

[3] Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Издательство «Питер», 2008 – С. 374.

[4] Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд., - М. : Издательство «ВЛАДОС», 2003. - С. 429

[5] Морозов А. В. Деловая психология [Электронный ресурс]: курс лекций: Эмоциональная и волевая сферы личности / А.В. Морозов. - Режим доступа: http://business.polbu.ru/morozov_psychology/ch11_xv.html.

[6] Дмитриева Н.Ю. Общая психология [Электронный ресурс]: конспект лекций  / Н.Ю. Дмитриева. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy104.htm.

 


Информация о работе Понятие, признаки и проявления воли у человека