Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:13, реферат
Проблема изучения в современной психологии системы явлений актуальна и постоянно является объектом научных дискуссий, так К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления, А.Г. Маклаков так же считает, что психология – это наука о психике и психических явлениях и разделяет психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.
Введение
Проблема изучения в современной
психологии системы явлений актуальна
и постоянно является объектом научных
дискуссий, так К. К. Платонов считает
предметом психологии психические
явления, А.Г. Маклаков так же считает,
что психология – это наука
о психике и психических
Психология как наука
обладает особыми качествами, которые
отличают ее от других дисциплин. Как
система жизненных явлений
В научном употреблении термин "психология" появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный и достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
1.Общее понятие о психике
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то
свойство мозга, которое заключается в психическом отражении
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.
Психическое
отражение мира человеком связано с его
Сознание не
фотографически отражает явления действительности.
Оно вскрывает объективные
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку
и животным. Однако психика человека, как высшая
форма психики, обозначается еще и понятием
“сознание”. Но понятие психики шире,
чем понятие сознания, так как психика включает
в себя сферу подсознания и
2. Предмет изучения современной психологии
Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
В свою очередь психические
процессы, состояния и свойства человека,
особенно в их высших проявлениях, вряд
ли могут быть осмысленны до конца,
если их не рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того,
как организованно его
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Психические процессы выступают
в качестве первичных регуляторов
поведения человека. Психические
процессы имеют определенное начало,
течение и конец, т.е. обладают определенными
динамическими
К познавателъным психическим
процессам относятся
связанные с восприятием
и переработкой информации. В их
число входят ощущение, восприятие,
представление, память, воображение, мышление,
речь и внимание. Благодаря данным
процессам человек получает сведения
об окружающем его мире и о себе.
Однако сами по себе сведения или знания
для человека не играют никакой роли,
если они для него не значимы. Вы,
наверное, обращали внимание на то, что
одни события у вас остаются в
памяти надолго, а о других вы забываете
на следующий день. Иная же информация
вообще может остаться для вас
незамеченной. Это связано с тем,
что любая информация может иметь
или не иметь эмоциональную окраску,
т. е. может быть значимой или не значимой.
Поэтому наряду с познавательными
психическими процессами в качестве
самостоятельных выделяют эмоциональные
психические процессы. В рамках этой
группы психических процессов
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосозноваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осущесвляются вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно
взаимосвязаны между собой и
выступают в качестве первичных
факторов формирования психических
состояний человека. Психические
состояния характеризуют
Следующий класс психических
явлений – психические свойства
личности – характеризуется большей
устойчивостью и большим
Под психическими свойствами
личности принято понимать наиболее
существенные особенности личности,
обеспечивающие определенный количественный
и качественный уровень деятельности
и поведения человека. К психическим
свойствам относят
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях -больших и малых группах, коллективах.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких психических явлений.
Все групповые психические
явления могут быть также разделены
на психические процессы, психические
состояния и психические
3. Сущность психических явлений
Психика – общее понятие,
объединяющее многие субъективные явления,
изучаемые психологией как
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюционного
самосовершенствования живых
Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Стадии и уровни развития психики и поведения животных различны.
Рассмотрим стадии и уровень психического отражения и особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем. Также укажем виды живых существ, достигших этого уровня развития.