Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:30, реферат
Можно выделить два типа диагноза:
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на "оси континуума" по выраженности тех или иных качеств.
Введение
1. Понятие психологического диагноза
2. Уровни установления психологического диагноза
3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического
4.Уровни и виды психологического диагноза
5. Предмет и процедуры психологического диагноза
Заключение
Введение
1. Понятие психологического
2. Уровни установления
3. Соотнесение диагноза
4.Уровни и виды
5. Предмет и процедуры психологического диагноза
Заключение
Литература
Термин "диагноз" начал
пониматься как распознавание любого
отклонения от нормального функционирования
или развития и даже как определение
состояния конкретного объекта (индивида,
семьи, малой группы, той или иной
психической функции или
Психолог-исследователь (в
том числе и исследователь
в области психодиагностики) ориентирован
на поиск неизвестных
Можно выделить два типа диагноза:
1. Диагноз на основе
констатации наличия или
2. Диагноз, позволяющий
находить место испытуемого
1. Понятие психологического диагноза
Психологический диагноз - это
структурированное описание комплекса
взаимосвязанных психических
Психологический диагноз - это
не заключение о психической болезни
или о предрасположенности к
определенному психическому заболеванию.
В современной
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль.
Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).
К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки диагностические категории и диагностический вывод.
Признаки отличаются тем,
что их можно непосредственно
наблюдать и регистрировать. Категории
скрыты от непосредственного наблюдения,
это внутренние психологические
факторы (психологические причины),
которые обусловливают
Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.
Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
2. Уровни установления психологического диагноза
В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
1) симптоматический, построенный
на основе математической
2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.
Психологический диагноз - это
всегда выявление скрытой причины
обнаружившегося
Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста.
1. Осуществление диагноза
деятельности, поведения, т.е. описание,
анализ и характеристика
2. Осуществление диагноза
процессов регуляции
3. Осуществление диагноза
механизмов регуляции,
4. Диагностика генезиса
механизмов регуляции или
5. Деятельность понимается
как направленный на
Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.
3. Соотнесение
диагноза медицинского и
Основное в медицинском
диагнозе - определение и классификация
имеющихся проявлений заболевания,
которые выясняются через их связь
с типичным для данного синдрома
патофизиологическим
В психиатрии ограниченность нозологического (синдромологического) диагноза особенно отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. В связи с этим разрабатывается теория функционального диагноза. Этот диагноз складывается из трех частей: клинической, психологической и социальной.
Функциональный диагноз дает врачу не только "название" болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого (какой личности) и в какой среде (социальная микросреда) возникает болезнь.
В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
Причины диагностических ошибок включают две основные группы. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе ошибок относятся:
ошибки наблюдения (например, "слепота" на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);
ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения).
Характеристика особенностей психологического диагноза Отличия медицинского диагноза от психологического: Медицинское понимание диагноза связано с болезнью, отклонением от нормы. П. Д. – шире, это определение как отклонений, так и индивидуальных различий в норме. Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания через установление связи с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом. П.Д. –выяснение причин и следствий тех или иных особенностей, выработка рекомендаций.
Ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.
Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:
эффект "первого впечатления" - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
ошибка ложной причины;
о познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.
5. Предмет и процедуры психологического диагноза
Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический
диагноз может быть определен
как отнесение состояния
Процедура определения П.Д. Этапы проведения диагностического исследования (по Й. Шванцара): 1. Подготовка к психодиагностическому исследованию. 2. Проведение психодиагностического исследования. 3. Проведение анализа результатов диагностики, их интерпретация. 4. Подведение итогов и разработка рекомендаций. 5. Разработка путей и способов коррекции или 5а. Проведение консультирования по итогам исследования (по А.Л. Венгеру).
Литература