Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:28, курсовая работа
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".
Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.
По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.
Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.
При этом необходимо считаться со следующими правилами[7].
1. Около 90% жестов необходимо
делать выше пояса.
2. Локти не должны находиться
ближе чем на 3 см от корпуса.
Меньшее расстояние будет
3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.
Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.
О. Эрнст советует применять
и драматизацию речи: эмоциональное
и наглядное изображение
Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.
Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки — парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.
Например, характеризуя особенности
формального общения, лектор привел
историю из жизни Марка Твена,
большого любителя подшутить. Как-то раз
писатель опоздал на званый ужин. Извинился
перед присутствующими и
Однако, прибегая к шутке,
не следует забывать того, что в
свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда
смех, игривость и юмор служат средством,
тогда все обстоит
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" • они и "отвечают", — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.
Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", — советует Ф. Снелл.
5. Как завершить выступление
Опытные лекторы считают,
что лучше закончить
Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет — суть выступления ускользает от слушателей.
Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.
Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.
Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.
Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: "Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию"[9].
Очень часто после выступления
задают вопросы. Ответы на вопросы могут
исправить или испортить
Ответ на вопрос должен быть
предельно кратким и
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"
На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.
Никогда не уходите от вопросов,
которые звучат как своеобразный
вызов и связаны с желанием
проверить позицию
6. Понятие групповой дискуссии
Виды спора весьма многообразны.
Спор может быть конструктивным (товарищеским)
или деструктивным (враждебным), устным
или письменным, организованным или
стихийным, основательным или
Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование.Дискуссия — это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой
последовательную серию высказываний
ее участников относительно одного и
того же предмета, что обеспечивает
необходимую связность
От других видов споров,
прежде всего полемики, дискуссия
отличается своей целенаправленностью
и используемыми средствами. Цель
любой дискуссии — достижение
максимально возможной в данных
условиях степени согласия ее участников
по обсуждаемой проблеме. Очевидно,
что дискуссия содержит в себе
известную долю компромисса, так
как она в большей мере ориентирована
на поиск и утверждение истины
или оптимального решения, чем на
торжество определенной позиции. Истина
или оптимальное решение
Итог дискуссии не должен
сводиться к сумме высказанных
точек зрения относительно обсуждаемого
предмета. Он должен представлять собой
синтез объективных и необходимых
черт, присущих дискутируемому предмету.
Другими словами, результат дискуссии
должен выражаться в более или
менее объективном суждении, поддерживаемом
всеми участниками дискуссии
или их большинством. Таким образом,
в дискуссии