Понятие способностей. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:50, доклад

Описание работы

Понятие «способности» появилось в трудах Платона почти 2500 лет назад. Однако при столь солидном «возрасте», конкурирующем разве что с возрастом понятия «темперамент», оно остается молодым. Дело в том, что проблема способностей до сих пор вызывает наибольшее количество научных споров как среди психологов, так и среди физиологов, психофизиологов и нейропсихологов. Острые дискуссии ведутся в основном по вопросам структуры и процессов развития способностей. Что включает в себя понятие «способности», рождается ли человекспособным или становится им, можно ли объективно оценить способности данного человека или нет?

Файлы: 1 файл

Понятие способностей.docx

— 21.49 Кб (Скачать файл)

Понятие способностей. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

 

     Понятие «способности» появилось в трудах Платона почти 2500 лет назад. Однако при столь солидном «возрасте», конкурирующем разве что с возрастом понятия «темперамент», оно остается молодым. Дело в том, что проблема способностей до сих пор вызывает наибольшее количество научных споров как среди психологов, так и среди физиологов, психофизиологов и нейропсихологов.                                                                                                          Острые дискуссии ведутся в основном по вопросам структуры и процессов развития способностей. Что включает в себя понятие «способности», рождается ли человекспособным или становится им, можно ли объективно оценить способности данного человека или нет? Ни на один из этих вопросов нет однозначного ответа. И дело здесь не столько в слабой изученности этого феномена, сколько в противоречивом разнообразии научных позиций исследователей.Когда в повседневной жизни говорят о конкретном человеке как «способном», то чаще всего имеют в виду его повышенные возможности быстро разобраться в каком-то сложном вопросе, умело сконструировать какой-либо предмет и т.п. Конечно, такое житейское понимание способностей не может быть использовано в научных исследованиях. Эта трактовка просто исключает необходимость в самом понятии «способности». Ведь каждый человек может выполнить что-либо лучше, чем большинство других людей, и в этом плане неспособных людей нет.

   Среди научных подходов можно выделить два, условно называемых деятельностным и функциональным. Деятельностный подход рассматривает способности человека как психологические свойства его личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности. Кажущаяся простота определения приводит, тем не менее, к разногласиям даже внутри сторонников деятельностного подхода. В частности, это касается структуры способностей. Так, предполагается, что она может включать в себя либо целый ансамбль свойств личности в их системной увязке, либо отдельные свойства личности (нравственные, волевые, эмоциональные, индивидуальный стиль деятельности, субъективное отношение к работе и др.). Не все сторонники деятельностного подхода относят к способностям знания и навыки, черты характера. Следует подчеркнуть, что, согласно деятельностному подходу, в структуру способностей не входят физиологические свойства, имеющие врожденную основу.

     Так, один из сторонников подхода, Б. М. Теплов, внесший существенный вклад в данную проблему, под способностями понимал такие устойчивые психологические свойства индивида, которые являются его объективными отличительными признаками от других людей и проявляются в высокой результативности его деятельности.        Другими словами, способности - это такие психологические качества индивида, которые выделяют его из массы других людей в отношении: 
- динамики (скорости) усвоения знаний, навыков и умений; 
- успешного осуществления данного вида деятельности (или нескольких видов деятельности).

   Таким образом, способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя тесно связаны с ними. Способности могут быть присущи индивиду и до того, как он приобретет навыки, умения и знания. Способный человек в состоянии самостоятельно получить их, чтобы проявить свои способности к данному виду деятельности. Вместе с тем отсутствие способностей резко затрудняет использование знаний, умений и навыков в практической деятельности. В этой связи следует остерегаться опасности ошибиться, отнеся человека к категории неспособных лишь но отсутствию у него еще не сформированных умений и навыков. Примеры подобного типа не так уж редки. Литературные источники доносят об ошибках подобного рода, когда исторические личности (например, полководец А. Суворов, математик А. Эйнштейн, художник В. Суриков) были признаны соответствующими комиссиями непригодными к деятельности, которая принесла им впоследствии мировую славу.

   Исследования, проведенные в рамках функционального подхода к проблеме способностей, выявили опосредованную связь способностей и склонностей через типологические особенности проявления свойств нервной системы. В частности, лица, обладающие: 
- сильной нервной системой и склонные к рисковым действиям, проявляют способности в деятельности, содержащей элементы опасности для собственной жизни; 
- инертностью нервных процессов и склонные к аналитичности, более эффективны в видах деятельности, которые допускают заблаговременное планирование действий и отработку отдельных ее фрагментов; 
- высокой подвижностью нервных процессов и склонностью к разнообразию и инновациям, показывают лучшие результаты в деятельности, в которой превалируют динамические элементы.

Конечно, такие связи между  склонностью и способностью неоднозначны. В эту связь вклиниваются мотивы, престиж профессии, мнения авторитетных для индивида лиц, уровень притязаний личности и уверенности в себе.

 

 

 

 Функционально-генетический подход  к рассмотрению способностей    

   Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей не только с позиции функций и функциональной системы, а и с позиций возникновения (генезиса) способностей (с точки зрения генетической теории), авторами которой являются Е.П.Ильин (1981, 1987) и В. Д. Шадриков (1982, 1983, 1996).

   Рассмотрение вопроса, к чему следует «прикрепить» задатки чтобы в итоге получить способности (дабы первые могли реализоваться в чем-либо конкретном), привело меня к следующему пониманию сущности и состава каждой конкретной способности.

   В первом приближении можно сказать, что способности отражают различия между людьми в проявлении ряда функций (сюда естественно, не входят вегетативные функции, связанные с дыханием, пищеварением и т. п.). Говорят о перцептивных, аттенцион-ных, мнемических, интеллектуальных, двигательных функциях Но каждая из них характеризуется определенными свойствами (качественными сторонами). Например, внимание характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключением и прочими свойствами; движение - силой, быстротой, точностью и т. д. Поэтому вернее будет сказать, что способности -это не просто различия в выраженности той или иной функции, а различия в степени проявления этих свойств (качественных сторон функции) у разных людей. Уровень проявления каждой качественной стороны определяется задатками, причем чем большее число таковых, способствующих проявлению какой-либо из сторон функции, имеется у данного человека, тем выраженнее оказывается данная способность. Отсюда следует, что различия между людьми проявляются не в том, проявляются ли у конкретного человека эта функция или же нет (любой здоровый человек обладает полным набором функций) И не в том, есть ли у него та или иная характеристика функции (плохо ли, хорошо ли, но все могут концентрировать внимание, проявлять силу и т. д.), а в различном уровне проявления этих характеристик у разных людей. Поэтому с точки зрения дифференциальной психофизиологии нельзя говорить, что функция сама по себе и есть способность (хотя в общей психологии именно так и считается). Соответственно под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику ее проявления.

   Вообще-то правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой - низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека. Ведь уровень проявления функции и обусловливающих его задатков - это континуум, а не дискретная величина. К сожалению, и в отношении этих задатков применяется только качественная их оценка. Например, говорят о сильной и слабой нервной системе, подвижности и инертности нервных процессов, как будто это разные свойства нервной системы. В действительности же - это разная выраженность одного и того же свойства. Человек с сильной нервной системой обладает большей выраженностью свойств, чем имеющий слабую нервную систему; инертный отличается от подвижного лишь меньшей быстротой исчезновения нервного процесса. Строго говоря, нет людей без какой-либо способности, но есть люди со слабовыраженными способностями. Эти люди при их качественной (сравнительной!) оценке называются неспособными, т. е. не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата. 

   Следует обратить внимание, что задатки - лишь усилители проявления качественной стороны функции (свойства), но не замена ей. Устранив задатки, мы не ликвидируем функцию и ее качественные проявления, однако придем к беспредметному разговору о способностях. Сторонником функционально-генетического подхода к способностям является уже упомянутый В. Д. Шадриков. Он рассматривает их как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности (качества психических процессов и моторики). При таком понимании в роли способностей и выступает психическая функция в определенном качественном выражении. Вместе с тем, В. Д. Шадриков подчеркивает, что под функцией он подразумевает не «отправление той или иной ткани», а работу целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности -это характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление). Данное определение он распространяет и на двигательные (психомоторные) способности.  Под задатками В. Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. По мнению исследователя, задатки не развиваются в способности, а формируются. Согласно его представлениям, и те и другие представляют собой свойства: первые - функциональных систем психических процессов, вторые -компонентов этих систем. Соответственно способности являются системными качествами.

   Очевидно, что основные положения В. Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями. Состав первых, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В. Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

 

Литература:

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

 


Информация о работе Понятие способностей. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей