Понятие старость, геронтогинез и кризис пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Старение — процесс длительный: почти четверть жизни человека занимает взросление и оставшиеся три четверти — старение. Переходы от детства к молодости, от молодости к зрелости, от зрелости к старости совершаются незаметно.
Отмечено, что процесс старения обусловлен двумя факторами: генетическим, т. е. данным человеку от рождения, и влиянием окружающей среды. Взаимодействие этих факторов обусловливает исключительность и неповторимость каждого отдельного человека, а, следовательно, и темпы процесса старения. Стареющих и старых людей объединяет только паспортный возраст.

Содержание работы

1. Понятие старость……………………………………………………………..3
2. Геронтогенез. Понятие геронтогенеза………………………………..…………5
2.1 Кризис пожилого возраста…………………………………………………..8
2.2 Особенности развития кризиса пожилого возраста…………..……………8
3. Кризис пожилого возраста (Теория Э. Эриксона)…………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……17


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

«Психопатологическая старость»  проявляется возрастно-органическими  нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх оказаться в доме для престарелых.

Застраховаться от возрастных кризисов человека невозможно. Однако следует  помнить о том, что кризис, как и все в этой жизни, имеет свой конец. А каким он будет - зависит лишь от нас самих. Он может стать как причиной бесконечных депрессий, так и удивительным новым этапом в жизни. Исследования А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича, Ю.В. Александровой показали, что в пожилом возрасте продолжается развитие личности, причем в сторону возрастания и качественного преобразования всех функций. Прекращение их личностного развития является такой же «задержкой личностного развития», как и во всех других возрастах.

Здесь важно отметить, что проблема психологической помощи в преодолении  возрастного кризиса пожилыми людьми в современной отечественной  психотерапии еще мало разработана. Наиболее актуальны при помощи в  преодолении кризиса вступления в старость - социальная адаптация пожилых людей, включения их в жизнь социума и приобщения к социально значимой деятельности. При этом важно соблюдать следующие принципы:

. Принцип доступности данного  вида деятельности для пожилого  человека.

. Принцип вовлеченности пожилого человека в выполняемую деятельность.

. Принцип одобрения социальным  окружением выполнения пожилым  человеком избранной деятельности. Этот принцип является наиболее  важным, т. к. социальная изоляция  пожилых людей приводит к повышению  у них ориентировки на социальное окружение и большая степень зависимости от него.

Одиночество пожилых людей - наиболее важная социально-психологическая  проблема. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отделяются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят и опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Таким образом, проблема кризисных  состояний пожилых людей является чрезвычайно актуальной на современном  этапе развития общества. Старость также следует проживать с  пользой для себя и других. Конечно, некоторые условия изменились. Одни дела и проблемы исчезли, другие возникли. Необходимо приспособиться и перестроиться. Приспособление - это настойчивость, разумная оценка ситуации, отказ от некоторых дел, отход от определенной деятельности, адаптация своих действий к возможностям организма. Перестройка - это развитие новых возможностей, интересов, включенность в новую деятельность. Именно в этом сочетании приспособления и перестройки жизни заключается искусство старения, главные элементы и условия которого - физическое и психическое здоровье.3

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Кризис пожилого возраста (Теория Э. Эриксона)

 

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь  человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные  решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста [Erikson et al., 1986]. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.    

 По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. 

 

 

     «Только у  того, кто каким-то образом заботился  о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция» [Erikson, 1963a, р. 268]. 

 

 

      Чувство интеграции эго проистекает  из способности человека оглядеть  всю свою прошлую жизнь (включая  брак, детей и внуков, карьеру,  достижения, социальные отношения)  и смиренно, но твердо сказать  себе: «Я доволен». Неотвратимость  смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» [Erikson, 1982, р. 61].    

 На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания» [Erikson, 1968b, p. 291]. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.     

 В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Короче говоря, Эриксон настаивает на том, что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.    

 Теперь, когда мы рассмотрели  эпигенетическую теорию развития  Эриксона, коснемся вопроса о  том, какие перспективы она  открывает. Во-первых, Эриксон сформулировал  теорию, в которой обществу и самим людям придается равное значение в формировании личности на протяжении жизни. Это положение ориентирует людей, работающих в сфере социальной помощи, расценивать проблемы зрелого возраста скорее как неспособность найти выход из основного кризиса этого периода, чем усматривать в них только лишь остаточное влияние конфликтов и фрустраций раннего детства. Во-вторых, Эриксон уделил очень большое внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формировании психологического и социального благополучия индивидуума. Наконец, Эриксон внушает определенный оптимизм, показывая, что каждая стадия психосоциального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают индивидуума на поражение в следующем периоде жизни. Рассмотрим теперь позицию Эриксона по девяти основным положениям о природе человека4

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что возрастной кризис - это переходный этап от одного возрастного периода к другому.

Причинами кризиса являются противоречия между новыми потребностями и  старыми возможностями.

Возрастные кризисы сопровождаются:

депрессивными состояниями;

выраженной неудовлетворенностью собой;

трудноразрешимыми проблемами внутреннего  и внешнего характера;

резкими изменениями в поведении  человека.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь  позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего  развития, почвой для появления новообразований.

Кризис, как и любой процесс, имеет стадии развития.

на первой наблюдается первичный  рост напряжения, который инициирует привычные паттерны решения проблемы;

на второй стадии напряжение растет, при условии, что способы решения  проблемы не принесли желаемого результата;

третья стадия характеризуется  увеличением напряжения, которое, в  свою очередь, мобилизует внутренние и  внешние ресурсы человека;

четвертая стадия наступает при  условии, что предыдущие три не привели  к разрешению проблемы и приводит к повышению тревожности и депрессии, чувству безнадежности и беспомощности, дезорганизации личности.

Кризисы бывают не только в детском  и подростковом возрасте, они сопровождают и взрослую жизнь человека. Кризисы  возрастного развития зрелых периодов жизни и старости изучены намного меньше кризисов детства. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Наибольшую известность получила концепция кризисов в развитии человека от рождения до старости, предложенная Э. Эриксоном.

Демографический кризис который переживает Россия, проявляется и увеличением  в возрастной структуре населения  доли пожилых людей. Это обстоятельство выводит на первый план проблемы пожилых  людей. Выход на пенсию, смена социальных, экономических условий проживания пожилых людей приводят к тому, что у них развиваются возрастные кризисы. В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни.

Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в  общение. Постепенно приходит осознание  социального отчуждения от последующих  поколений, которое переживается болезненно. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому  можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения.

Рекомендации, предложенные в работе для преодоления кризиса пожилого возраста помогут понять и построить  более успешные взаимоотношения  с окружающими и, главное, себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

Список использованных источников

 
1.Алферов А.Д. Психология развития  школьника / А.Д. Алферов. - Ростов  н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с.

.Божович Л.И. Избранные психологические  труды: Проблемы формирования  личности / Л.И. Божович. - М.: Наука, 1968. - 240 с.

3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский - - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

4.Дементьева Н.Ф. Изучение потребностей  пожилых в медико-социальной помощи / Н.Ф. Дементьева; Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс // Психология старости  и старения: Хрестоматия. - М.: Академия, 2006. - С. 295-302.

.Ежова Н.Н. Рабочая книга практического  психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов  н/Д: Феникс, 2007. - 315 с.

6.Косякова О.О. Возрастные кризисы  / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 224 с.

.Краткий психологический словарь / Под общ. рад. А.Б. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2004. - 464 с.

9.Малкина-Пых И.Г. Возрастные  кризисы / И.Г. Малкина-Пых. - Санкт-Петербург: Эксмо, 2009. - 160 с.

 

 

 

1 http://www.doctorate.ru/ponjatie-starosti/

2 http://www.edu-psycho.ru/gerontogenez-ponyatie-gerontogeneza.html

3 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=526532

4 http://psychosoma.narod.ru/persons/erik_erikson.html




Информация о работе Понятие старость, геронтогинез и кризис пожилого возраста