Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:57, реферат
Жизнь современного человека в последнее время стала очень беспокойной и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Понятие стресса, виды и основные стадии
1.1. Понятие стресса………………………………………………………………4
1.2. Виды стресса………………………………………………………………….5
1.3. Признаки стресса……………………………………………………………..7
1.4. Динамика развития стрессового состояния………………………………...8
II. Функции стресса…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Понятие стресса, виды и основные стадии
1.1. Понятие стресса………………………………………
1.2. Виды стресса………………………………………………
1.3. Признаки стресса……………………………………………………………
1.4. Динамика развития стрессового состояния………………………………...8
II. Функции стресса……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Жизнь современного человека в последнее время стала очень беспокойной и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.
В настоящее время стресс – это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни, оно является неотъемлемой частью человеческого существования, с которым далеко не все могут совладать.
В этой связи, я выделяю проблему борьбы со стрессом, которая как мне кажется, является наиболее актуальной в наше время тревог и переживаний.
Целью данной работы является
изучение стресса как явления, выявление
его сущности, характерных признаков
и видов, причин возникновения стресса
и нахождение методов борьбы с
ним.
I. Понятие стресса, виды и признаки стресса
1.1.Понятие стресса
Стресс – это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Оно дезорганизует деятельность индивида, нарушает его нормальное поведение. Стрессы, особенно если часты и продолжительны оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Современные определения стресса звучат так:
Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне (Г. Селье, 1974).
Стресс — это реакция организма на значимый раздражитель, А по своей природе стрессовая реакция является психофизиологической.
Стресс — это способ достижения резистентности (устойчивости) организма при действии на него повреждающего фактора. Стресс одновременно является и способом тренировки защитных механизмов организма.
По мнению Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который на ранних этапах эволюции дал возможность человеку выжить в первобытных условиях; стрессовая реакция позволяет подготовиться организму к возбуждению.
Таки образом, в нормальном здоровом организме человека существует механизм, направленный на борьбу с неблагоприятным фактором, воздействие которого может привести к гибели организма. Этот механизм и получил название стресс-реакция, или общий адапационный синдром.
1.2. Виды стресса
Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:
Различают стресс острый и хронический. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса.
Г. Селье ввел также понятия — эустресс и дистресс.
Эустресс — это хороший стресс, защитная реакция протекает без потерь для организма, безболезненно, дистресс — это чрезмерный стресс, защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс.
Г. Селье считал, что стресс всегда есть, и на организм в любых условиях воздействуют стрессоры. Уровень физиологического стресса (эустресса) наиболее низок в минуты равнодушия, но он всегда выше нуля. Приятные и неприятные эмоциональные возбуждения сопровождаются возрастанием физиологического стресса. Селье считал, что отсутствие цели – один из самых сильных стрессоров, вызывающих, например, язвы желудка, инфаркты, гипертонии.
1.3. Признаки стресса.
Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение.
Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение, постоянное ощущение недоедания, слишком часто возникает чувство усталости, артрит, астма и боли в сердце.
Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения, раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.
Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.
Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка), бессонница.
Столкнувшись с экстремальной ситуацией (или восприняв ее таковой), человек испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не справится с этой ситуацией, и она нанесет ему ущерб. В результате у человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение растет и начинает мешать выполнению той деятельности, которой человек занят. Деятельность дезорганизуется: появляются ошибки, увеличивается время выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки деятельности. Всё это вызывает отрицательные эмоции, добавляет беспокойства, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку. Как следствие, растет состояние напряжение, приводящее к еще большим ошибкам и дефектам деятельности. Получается замкнутый круг "втягивания" человека в стресс.
1.4. Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выглядит следующим образом. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует бурный активности, сопровождающейся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.
Однако часто, несмотря на повышенную мобилизацию ресурсов, человек не находит позитивного разрешения ситуации, поиск новой тактики и стратегии поведения затягивается. В этом случае развивается дистресс, который в обыденном сознании, собственно, и связывают со стрессом. Для данного периода характерно появление элементов дезорганизации целенаправленного поведения: совершение случайных, необдуманных действий и ошибок, неоправданный риск, пассивное пережидание и др. Именно в этот момент люди обращаются за помощью к окружающим. Проблему на этой стадии часто может разрешить, например, телефонный звонок, подсказка, совет, просто участие.
Однако
если затруднение по-прежнему не преодолевается,
стресс вступает в свою третью стадию
- истощение, когда возникают серьезные
нарушения биологической и
Человек,
находящийся в состоянии
Подобные нарушения либо перерастают, в конечном счете, в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь плачевным результатам.
II. Функции стресса
При воздействии раздражающего фактора у