Понятие стресса, виды стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Жизнь современного человека в последнее время стала очень беспокойной и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Понятие стресса, виды и основные стадии
1.1. Понятие стресса………………………………………………………………4
1.2. Виды стресса………………………………………………………………….5
1.3. Признаки стресса……………………………………………………………..7
1.4. Динамика развития стрессового состояния………………………………...8
II. Функции стресса…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

реферат по психологии 2.docx

— 30.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Понятие стресса, виды и основные стадии

1.1. Понятие стресса………………………………………………………………4

1.2. Виды стресса………………………………………………………………….5

1.3. Признаки стресса……………………………………………………………..7

1.4. Динамика развития стрессового состояния………………………………...8

II. Функции стресса…………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….13

Литература…………………………………………………………………….....14   
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение       

Жизнь современного человека в последнее  время стала очень беспокойной  и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.        

В настоящее время стресс – это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни, оно является неотъемлемой частью человеческого существования, с которым далеко не все могут совладать.

 В этой связи, я выделяю проблему борьбы со стрессом, которая как мне кажется, является наиболее актуальной в наше время тревог и переживаний.        

Целью данной работы является изучение стресса как явления, выявление  его сущности, характерных признаков  и видов, причин возникновения стресса  и нахождение методов борьбы с  ним.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

I. Понятие стресса, виды и признаки стресса

1.1.Понятие стресса    

Стресс  – это состояние чрезмерно  сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Оно дезорганизует деятельность индивида, нарушает его нормальное поведение. Стрессы, особенно если часты и продолжительны оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.   

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение.   

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.      

Современные определения стресса звучат так:      

Стресс  — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне (Г. Селье, 1974).      

Стресс  — это реакция организма на значимый раздражитель, А по своей  природе стрессовая реакция является психофизиологической.       

Стресс  — это способ достижения резистентности (устойчивости) организма при действии на него повреждающего фактора. Стресс одновременно является и способом тренировки защитных механизмов организма.       

По  мнению Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который на ранних этапах эволюции дал возможность человеку выжить в первобытных условиях; стрессовая реакция позволяет подготовиться организму к возбуждению.       

Таки  образом, в нормальном здоровом организме человека существует механизм, направленный на борьбу с неблагоприятным фактором, воздействие которого может привести к гибели организма. Этот механизм и получил название стресс-реакция, или общий адапационный синдром. 

1.2. Виды стресса

Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:

  1. физиологический стресс - вытекает из физического переутомления, вызванного тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми, но, если меры к этому не принять своевременно, он может усугубиться;
  2. психологический стресс - вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем;
  3. эмоциональный стресс - случается из-за излишне сильных чувств (страха, радости), т. е. данный вид стресса возникает в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека. Стресс человек может получить и в результате очень большой и неожиданной радости;
  4. информационный стресс - возникает у человека, который обладает слишком большим или слишком малым объемом информации. Так, излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел заставляет человека переживать. Отсутствие полной информации заставляет человека строить догадки о возможном исходе интересующего его дела и постоянно держит его в напряжении;
  5. управленческий стресс - возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека или его моральной устойчивости.

 

   Различают стресс острый и хронический. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса.       

Г. Селье ввел также понятия —  эустресс и дистресс.       

Эустресс  — это  хороший стресс, защитная реакция протекает без потерь для организма, безболезненно, дистресс —  это чрезмерный стресс, защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс.      

Г. Селье считал, что стресс всегда есть, и на организм в любых условиях воздействуют стрессоры. Уровень физиологического стресса (эустресса) наиболее низок  в минуты равнодушия, но он всегда выше нуля. Приятные и неприятные эмоциональные возбуждения сопровождаются возрастанием физиологического стресса. Селье считал, что отсутствие цели – один из самых сильных стрессоров, вызывающих, например, язвы желудка, инфаркты, гипертонии.

 

 

1.3. Признаки стресса.      

Стресс  имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно  включает эмоциональное напряжение.      

Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение, постоянное ощущение недоедания, слишком часто возникает чувство усталости, артрит, астма и боли в сердце.      

Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения, раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.      

Личностные  признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.      

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка), бессонница.      

Столкнувшись с экстремальной  ситуацией (или восприняв ее таковой), человек испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не справится  с этой ситуацией, и она нанесет  ему ущерб. В результате у человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное  возбуждение растет и начинает мешать выполнению той деятельности, которой  человек занят. Деятельность дезорганизуется: появляются ошибки, увеличивается время  выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки деятельности. Всё это вызывает отрицательные  эмоции, добавляет беспокойства, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку. Как следствие, растет состояние напряжение, приводящее к еще большим ошибкам и  дефектам деятельности. Получается замкнутый  круг "втягивания" человека в стресс.

1.4. Динамика развития стрессового состояния

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой  уровня активизации физиологических  ресурсов четко прослеживаются связи  с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой  активности. В общих чертах картина  выглядит следующим образом. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует бурный активности, сопровождающейся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.

Однако  часто, несмотря на повышенную мобилизацию  ресурсов, человек не находит позитивного  разрешения ситуации, поиск новой  тактики и стратегии поведения  затягивается. В этом случае развивается  дистресс, который в обыденном  сознании, собственно, и связывают  со стрессом. Для данного периода  характерно появление элементов  дезорганизации целенаправленного  поведения: совершение случайных, необдуманных действий и ошибок, неоправданный  риск, пассивное пережидание и  др. Именно в этот момент люди обращаются за помощью к окружающим. Проблему на этой стадии часто может разрешить, например, телефонный звонок, подсказка, совет, просто участие.

Однако  если затруднение по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные  нарушения биологической и психологической  адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются  и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. К ним относятся в первую очередь  неврозы - обратимые состояния, связанные  с нарушением психологических, эмоциональных  и мотивационных компонентов  деятельности. Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. - все это  укоренившиеся проявления последствий  стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти  в тяжелые психические расстройства.

Человек, находящийся в состоянии стресса  на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить  впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере  подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек  превращается в раздражительного и  подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят  о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался  с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов  и т.д. Причем в таких случаях  страдают не только окружающие, но и  сама "зловредная личность".

Подобные  нарушения либо перерастают, в конечном счете, в тяжелые психосоматические  клинические заболевания, либо толкают  своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь плачевным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Функции стресса

  • Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постоянно меняющейся окружающей среде.
  • Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке
  • Адаптация к непривычным условиям жизни

При воздействии  раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации как  угрожающей. Степень угрозы у каждого  своя, но в любом случае вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных эмоций "толкают" человека на преодоление вредоносных воздействий: он стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или "уйти" от него в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы - это основной стрессовый фактор человека. Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои. Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности активизируются защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В зависимости от отношения человека к угрожающему фактору, от интеллектуальных возможностей его оценки формируется мотивация на преодоление трудности или её избежание.     

Информация о работе Понятие стресса, виды стресса