Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:42, реферат
Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Актуальность темы нашей курсовой работы раскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».
У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Одной из форм работы с талантливыми, гениальными детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.
Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Не помогая нетрудно и опустить его возможности ниже нуля [30].
Заключение
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.
Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, -- это 1% способностей и 99% кропотливого труда?
Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Другие же считают, что одаренность,
талант, гениальность могут проявиться
в связи с совокупностью ряда
совпадающих моментов: генетически
предрасположенности к
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта и
Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.
Таким образом, мы решили поставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое содержание темы и дали общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми и гениальными детьми.
Список использованных источников
1. Аверин В. А. Психология
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.
3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. - М: Мысль, 1992. - 112с.
4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: ЛигаПресс, 2008. - 369 с.
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.
6. Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.
8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345 с.
9.
Лебедева Е. Комплексный
10.
Лейтес Н.С. Возрастная
11.
Лейтес Н.С. Умственные
12.
Лейтес Н. С. Ранние
13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
14.
Маклаков А.Г. Общая
15.
Матюшкин А.М. Концепция
16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.
17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
18. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.
19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.
20. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.
22.
Сорокун П.А. Основы
23.
Теплов Б. М. Проблемы
24. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.
25. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.
26.
Шаповаленко И.В. Возрастная
27.
Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные
лонгитюдные исследования
28.
Щебланова Е.И. Неуспешные
29. Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru
30.
http://psylist.net/difpsi/