Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:31, контрольная работа
В конечном счете речь идет об оптимальных психологических принципах, способах и формах общения людей.[1,с.406]
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».
1. Понятие, виды и функции общения…………………………………………..2
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия………………..8
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13
План работы
1.
Понятие, виды и функции
2.
Роль восприятия в процессе
общения. Ошибки восприятия…………
3. Соотнесите предлагаемые
социально-психологические
Список
литературы……………………………………………………
1.Понятие, виды и функции общения.
Психология
общения — раздел общей и социальной
психологии, раскрывающий психологические
механизмы общения людей, прежде
всего стимулы и мотивы общения,
его способы и формы, складывающиеся
стереотипы и «технологии» общения.
В конечном счете речь идет об оптимальных
психологических принципах, способах
и формах общения людей.[1,с.406]
Потребность в общении, как считают психологи,
относится к числу основных (базовых) потребностей
человека. Значимость общения как базовой
потребности определяется тем, что «она
диктует поведение людей с не меньшей
властностью, чем, например, так называемые
витальные (жизненные) потребности». Общение
— необходимое условие нормального развития
человека как члена общества и как личности,
условие его духовного и физического здоровья.
Хотя человеческое общение всегда лежало
в основе социального бытия людей, прямым
объектом психологического и социально-психологического
анализа оно стало только в XX в.
В психологии, общение определяется как
взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене между ними информацией
познавательного или аффективно-оценочного
(т.е. эмоционально-оценочного) характера.3
Виды общения:
В зависимости от используемой техники
общения и его целей можно выделить следующие
виды:
1. «Контакт масок» — формальное общение,
при котором отсутствует стремление понять
и учесть особенности личности собеседника.
Этот процесс общения получил свое название
потому, что в процессе общения используются
привычные маски вежливости, строгости,
безразличия, участливости и т.д., то есть
набор выражений лица, жестов, стандартных
фраз, позволяющих скрыть отношение к
собеседнику. В некоторых ситуациях контакт
масок необходим для того, чтобы не вступать
в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором
регламентированы и содержание, и средства
общения социальными ролями партнеров
по общению: врач и пациент, милиционер
и нарушитель правил дорожного движения,
контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Светское общение, определяемое формальной
вежливостью. Его особенность состоит
в том, что люди фактически не общаются,
говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях. Их точки
зрения на тот или иной вопрос не имеют
никакого значения и не определяют характера
коммуникаций. Светское общение носит
ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное
на получение односторонней выгоды от
собеседования с использованием манипулятивной
техники воздействия на партнера по общению
(лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация
слабости, демонстрация доброты, «пускание
пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости
от особенностей личности собеседника.
5. Духовное межличностное общение между
людьми, при котором раскрываются глубинные
структуры личности. Духовное общение
характеризуется взаимопониманием между
людьми, а в его основе лежит доверие к
личности собеседника.
6. Деловое общение, направленное на согласование
и объединение усилий людей с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.1
Все многообразие видов общения можно
разделить на две большие группы: формальное
общение (ролевое) и неформальное общение
(личностное). С этой точки зрения деловое
общение можно назвать личностно-ролевым.
Формальное (ролевое) общение, определяемое
служебными и социальными статусами людей,
и неформальное (личностное), определяемое
их личностными статусами и личными целями,
переплетаются и могут переходить одно
в другое.
Общение — сложный многогранный процесс,
включающий:
• формирование определенных образцов
и моделей поведения;
• взаимодействие людей;
• взаимное влияние людей друг на друга;
• обмен информацией;
• формирование отношений между людьми;
• взаимное переживание и понимание людьми
друг друга;
• формирование образа внутреннего «Я»
человека.
Выступая мощным потребителем энергии
человека, общение вместе с тем является
бесценным биостимулятором его жизнедеятельности
и духовных устремлений.
Деловое общение — общение, имеющее цель
вне себя и служащее способом организации
и оптимизации того или иного вида предметной
деятельности: производственной, научной,
коммерческой и т.д.5
Любое общее дело предполагает общение
и взаимодействие участников как необходимое
средство обеспечения его эффективности.
Деятельность не может ни возникнуть,
ни осуществляться без интенсивного общения.
Деловое общение представляет собой особую
форму взаимодействия людей в процессе
определенного вида трудовой деятельности,
которая содействует установлению нормальной
морально-психологической атмосферы труда
и отношений партнерства между руководителями
и подчиненными, между коллегами, создает
условия для продуктивного сотрудничества
людей в достижении значимых целей, обеспечивая
успех общего дела.
Производственное взаимодействие может
и не быть по своей сути общением в том
случае, если другой субъект выступает
в качестве объекта. Например, при жестко
авторитарном стиле руководства отношение
начальника к подчиненному выступает
в основном как отношение субъекта к объекту.
В этом случае формой отношений является
дисциплина — принцип строгого регулирования
иерархического соположения управляющего
и управляемого. Понятно, что управляемый
лишен свободы действия, что право принятия
решения предоставлено управляющему субъекту,
и потому связь между ними асимметрична,
монологична, а не диалогична.
Содержание делового общения — социально-значимая
совместная деятельность людей, которая
предполагает согласованность действий,
понимание и принятие каждым ее участником
целей, задач и специфики этой деятельности,
своей роли и своих возможностей по ее
реализации.
Цель делового общения — организация
и оптимизация определенного вида совместной
предметной деятельности.
Помимо общей цели делового общения, в
нем можно выделить и личные цели, реализуемые
участниками общения:
• стремление к личной безопасности в
процессе социальной деятельности, что
часто проявляется в уходе от ответственности;
• стремление к повышению своего жизненного
уровня;
• стремление к власти, т.е. стремление
расширить круг своих полномочий, продвинуться
вверх по служебной лестнице, избавиться
от бремени иерархического контроля;
• стремление повысить свой престиж, что
часто сочетается со стремлением укрепить
престиж занимаемой должности и самой
организации.
Для того чтобы цель делового общения
была успешно реализована, в современной
психологической науке выделяют основные
этико-психологические принципы делового
общения, к которым относят:
1) принцип создания условий для выявления
творческого потенциала и профессиональных
знаний личности, на основе которого возможно
согласовать личные цели сотрудника с
общими целями организации;
2) принцип полномочий и ответственности,
регламентирующий деловое общение в рамках
служебных прав и обязанностей в соответствии
со служебным статусом сотрудника, оценку
его деловых качеств и использование его
квалификации и опыта.
Функции общения:
Под функциями общения понимают те роли
и задачи, которые выполняет общение в
процессе социального бытия человека.
Функции общения многообразны и существуют
различные основания для их классификации.
Одно из общепринятых оснований классификации
— выделение в общении трех взаимосвязанных
сторон или характеристик:
• перцептивной — процесса восприятия
и понимания людьми друг друга в процессе
общения;
• информационной — процесса обмена информацией;
• интерактивной — процесса взаимодействия
людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная,
информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная
функция общения.
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная)
функция, в основе которой лежит восприятие
и понимание другого человека, в том числе
партнера по общению, направлена на регуляцию
эмоциональной сферы психики человека,
поскольку общение является важнейшей
детерминантой эмоциональных состояний
человека. Весь спектр специфически человеческих
эмоций возникает и развивается в условиях
общения людей — происходит либо сближение
эмоциональных состояний, либо их поляризация,
взаимное усиление или ослабление.
2. Информационно-коммуникативная функция
общения заключается в любом виде обмена
информацией между взаимодействующими
индивидами. Обмен информацией в человеческом
общении имеет свою специфику: осуществляется
между двумя индивидами, каждый из которых
является активным субъектом; он обязательно
предполагает взаимодействие мыслей,
чувств и поведения партнеров.
3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная)
функция общения заключается в регуляции
поведения и непосредственной организации
совместной деятельности людей в процессе
их взаимодействия. В этом процессе человек
может воздействовать на мотивы, цели
программы, принятие решений, на выполнение
и контроль действий т.е. на все составляющие
деятельности своего партнера, включая
взаимную стимуляцию коррекцию поведения.
Особенности делового общения
• партнер в деловом общении всегда выступает
как личность, значимая для субъекта;
• общающихся людей отличает хорошее
взаимопонимание в вопросах дела;
• основная задача делового общения -
продуктивное сотрудничество.
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая
значение общения для деловой деятельности,
говорил: «Умение общаться с людьми –
такой же покупаемый за деньги товар как
сахар или кофе. И я готов платить за это
умение больше, чем за какой-либо другой
товар в этом мире».
Но что означает уметь общаться? Это значит
уметь разбираться в людях и на этой основе
строить свои взаимоотношения с ними,
что предполагает знание психологии общения.
В процессе общения люди воспринимают
друг друга, обмениваются информацией
и взаимодействуют. Рассмотрим далее анализ
общения в единстве трех его сторон: 1)общение
как восприятие, 2)общение как коммуникация
и 3)общение как взаимодействие.1
Общение определяется тем представлением
о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения
подразумевается не просто формирование
целостного образа на основе оценки его
внешнего вида и поведения, но и понимание
партнера по общению. При этом понимание
рассматривается с двух сторон: как отражение
в сознании партнеров по общению целей,
мотивов, установок друг друга; и как принятие
этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.
Поэтому в общении целесообразно говорить
не вообще о социальной перцепции, а о
межличностной перцепции, или межличностном
восприятии.
Личное восприятие — получение и обработка
одним субъектом общения информации о
другом — ошибочно считается несложным
процессом, но на точность восприятия
влияет множество характеристик субъектов
восприятия.
В качестве субъекта и объекта восприятия
могут выступатъ не только отдельные личности,
но и целые группы людей. При этом возникают
так называемые эквиваленты личности.
При восприятии людьми друг друга можно
выделить несколько возможных ситуаций:
1) «Я — Он» — восприятие одним индивидом
другого как отдельной личности;
2) «Я — Они» — восприятие индивидом группы
как единого целого;
3) «Мы — Они» — восприятие одной группой
другой группы.
4) «Мы — Он» — восприятие группой индивида.
Сложность процесса восприятия заключается
в том, что способность человека к обработке
информации не беспредельна. При формировании
образа делового партнера, человек зачастую
сталкивается с неким количеством фрагментарной
информации о нем и оценивает ее с учетом
многих психологических и эмоциональных
факторов. Вполне вероятно, что он примет
во внимание только те сведения, которые
соответствуют его представлениям и лучше
всего подходят для его целей. [1, с. 128]
2.Роль
восприятия в процессе общения.
Социальные стереотипы поддаются классификации.
Можно выделить этнические и религиозные,
профессиональные, идеологические, возрастные
и иные стереотипы.
Основной набор поведенческих стереотипов
формируется в процессе социализации
личности под воздействием макро- и микросреды,
коллективного и индивидуального опыта,
обычаев и традиций. Причем решающая роль
здесь принадлежит внешним источникам
социального знания, а не познавательной
активности нашего «Я».
Социальные стереотипы играют огромную
роль в повседневном общении благодаря
целому ряду своих особенностей.
1. Они как бы предопределяют восприятие
конкретной жизненной ситуации, поскольку
мы постигаем окружающую нас социальную
действительность не напрямую, а опосредованно,
через призму сложившихся в нашем сознании
или усвоенных извне социальных стереотипов.
2. Социальный стереотип «экономит мышление»
за счет обезличивания и формализации
общения. Идентификация с уже известным
образцом предопределяет стандартную
реакцию, позволяет использовать уже знакомую
модель поведения, действовать как бы
автоматически. Именно по этой причине
официальное общение с незнакомыми и малознакомыми
людьми происходит больше по стереотипу.
Так, например, у каждого более или менее
опытного продавца формируется набор
стереотипов покупателей типа «внимательный»
— «рассеянный»; «придирчивый» — «добродушный»;
«вежливый» — «хамоватый» и т.д., что позволяет
продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим
образом. В ряде случаев общение по стереотипу
является единственно возможным.
3. Каждый социальный стереотип включает
в себя описание, предписание и оценку
ситуации, хотя и в разной пропорции, что
вполне соответствует компонентам человеческого
«Я».
4. Стереотипы очень стойки и зачастую
передаются по наследству, от поколения
к поколению, даже если далеки от реальности.
Сюда можно отнести, например, свойственную
многим веру в «доброго царя» (президента,
генерального секретаря), который разом
решит все проблемы и сделает нашу жизнь
лучше.
И, наконец, чем дальше мы от социального
объекта, тем в большей степени попадаем
под влияние коллективного опыта и, следовательно,
тем резче и грубее социальный стереотип.2
Ограниченность личного опыта, недоступность
для большинства людей эмпирической проверки
поступающей к ним информации о целом
ряде социальных явлений создают возможность
манипулирования социальными стереотипами.
Рассматриваемые ниже приемы активно
используются средствами массовой информации
и вместе с тем не безынтересны с точки
зрения практики делового общения.
1. Навешивание ярлыков: человека «подгоняют»
под стереотип — «враг народа», «красно-коричневый»,
«популист», «бабник», «пьяница» и т.д.
Успешно используется для устранения
конкурентов в политической и деловой
жизни, излюбленное средство специалистов
в области интриг. В качестве контраргумента
следует акцентировать внимание на недопустимости
подмены реальных фактов субъективными
оценками.
2. Блистательная неопределенность: использование
стереотипов, смысл которых не вполне
ясен и однозначен, но вызывает положительные
эмоции, поскольку здесь оценка превалирует
над описанием. Сюда относятся такие расхожие
понятия, как «демократия», «права человека»,
«общечеловеческие ценности», «в интересах
закона» и т.д. Вариант для общения с руководством:
«Ваше решение недемократично (нарушает
права человека, социальную справедливость)!»
3. Апелляция к большинству как средство
укрепления своей позиции. Преобладает
волевой аспект. Это суждения типа «по
многочисленным просьбам трудящихся...»,
«все россияне единодушно поддерживают...»
и т.д. Для делового общения в этом случае
характерны аргументы типа «В коллективе
есть мнение...», «Коллектив считает, что...».
4. Перенос: использование старых символов,
уже имеющих определенную ценность, например
«верный ленинец». В деловом общении ссылка
на авторитетную личность возможна в нескольких
вариантах:
а) персонифицированном — ссылка на конкретное
руководящее лицо;
б) обезличенном — «Там знают!», «Сам в
курсе», «И тогда я позвонил, вы понимаете,
кому...», «Обсуждаем проблему, и тут зашел
сам...» и т.д.;
в) использование цитат — «Еще Сократ
говорил, что...».
5. Простонародность, или «свой парень».
Имеет в основе идентификацию с народом,
подчиненными. Используется для формирования
имиджа руководителя. Приемы разнообразны
— от переноски бревен на субботнике до
поездок на работу общественным транспортом,
рукопожатий на улице, лобызания деток
и зимнего купания в пруду.
Деперсонификация общения, возникающая
благодаря стереотипам, в ряде случаев
не облегчает, а наоборот, затрудняет деловое
общение, мешает установлению неформальных
отношений. В переводе на язык социальной
психологии известная метафора «Встречают
по одежке...» означает, что встречают по
стереотипу, а провожают — по уму. Особенно
актуальна данная проблема в системе отношений
«руководитель — подчиненный»
3. Соотнесите предлагаемые
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная
антипатия или активная
1) Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.
2)Предубеждение – личная антипатия и активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
Наибольшее количество примеров существует: в национальных стереотипах: англичане - замкнутые, американцы - общительные, французы –любители удовольствий, немцы – трудолюбивые, русские – загадочность души; стереотипы первого впечатления – как одет, говорит, ходит; стереотипы по территориальному признаку – какой район города, южные или северные регионы являются благополучными или нет; возрастные стереотипы – пожилые люди менее активны но более опытны, чем мололые.
Эти обобщения не всегда являются неоправданными и не негативными. Проблемы со стереотипами возникают тогда, когда они выражают чрезмерное обобщение или совершенно неверны.
В понятии предубеждения
отражены чувственные оттенки
Список литературы.