Понятие воображения, его виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

В сложном строении человеческой психики есть поразительное свойство - воображение, или фантазия. Если с помощью мышления и восприятия человек узнает о свойствах, явлениях, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. Другими словами, в фантазии человек покидает пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Файлы: 1 файл

1.1 понятие воображения, его виды и функции.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

       В состоянии  перехода  от бодрости ко сну, в состоянии расслабленности, грезит человек. В этом случае грезы ассоциируются,  связываются,  не  считаясь  с  реальностью, хотя и есть какая-то общая  нить  наплывающих образов. Следствие такого воображения остается на  уровне  психического, идеального. Его реализация в  поведении  невозможна.  У  некоторых  людей  грезы  выполняют гипертрофированную роль:  они  могут быть заместителями  реальности,  человек  живет в придуманном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]

        Произвольное, или активное воображение характеризуется тем, что человек вызывает у себя соответвующие образы по собственному желанию, усилием воли. Активное воображение присуще творческому типу личности, которая часто испытывает свои внутренние возможности, которые непрерывно рекомбинируются.  В следствии чего достигаются новые результаты, которые дают человеку эмоциональное подкрепление для новых поисков, осознания новых материальных и духовных ценностей.

Такой вид воображения  проявляется в раннем возрасте и больше всего развивается в детских играх. В игре дети примеряют  на  себя  различные роли (продавца, летчика, шофера, бизнесмена, Бабы-Яги,  Буратино  и  т. д.).  для того что бы выстроить свое поведение в контексте с принятой на себя ролью необходима активная работа воображения. Помимо этого требуется вообразить недостающие предметы и саму игровую ситуацию.

      

       Воссоздающее воображение имеет важную роль  в  жизни  человека,

без чего немыслима  жизнь  в  обществе, оно позволяет людям обмениваться опытом. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями  других

людей. [3]

       Творческое воображение – это самостоятельное создание новых  образов,

которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы  создаются

без опоры на готовое описание или условное изображение. Л.С. Выготский [ 6, с. 134 ]

       Общественная   необходимость, потребность в том или ином новом продукте это и является источником творческой деятельности. Так еще наши далекие предки 

 Нуждались в том, что бы придумывать,  изобретать  новое  для удовлетворения потребностей (совершенствование орудий труда). 

       Наиболее  простым  предметом  создания  творческих  образов  является

агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Такой  прием  заключается  в

том,  что  берутся  части  двух  или  нескольких  предметов,   процессов   и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового  предмета.  Так создавались мифические образы у древних народов  (русалка:  туловище  и голова женщины,  хвост  –  рыбы;  кентавр:  туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела).  Так  совмещаются  некоторые  механизмы, машины в настоящее время.

   Широкого  распространения  агглютинация не  достигла:  с ее помощью редко удается создать образ, который в будущем воплотиться  в  реальную вещь. Однако агглютинация часто используется,  когда  дело  ограничивается  фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

       Один из приемов создания творческих образов является  аналогия.  Суть приема заключается в том, что создается образ, в чем-то похожий на реально  существующую

вещь, действие, живой организм.  Аналогия  делится на три вида: близкая,   непосредственная   и   отдаленная ступенчатая.

       Творческие образы  формируются при помощи акцентирования и преувеличения

(преуменьшения). Первое состоит в том, что  когда ребенок создает образ, какая-

либо часть, деталь выделяется либо подчеркивается.  Таким способом художник  рисует

карикатуру, дружеский шарж. Он выделяет в человеке неповторимые присущие только ему особенности и  заостряет на этом свое внимание. Карикатура, шарж как бы содержат в себе сходство  с  оригиналом,  в  это  же время это сходство относительно. 

       Прием   преувеличения   (преуменьшения)    немного отличается от акцентирования.  Если  акцентирование   –   это заострение или выделение одной части тела, то преувеличение (преуменьшение)  распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Ярким примером могут служить  сказки  для  детей  «Гулливер  у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов».  Этот  прием широко использован в былинах, народных сказках,  когда  герой  изображается мощного сложения,  со  сверхчеловеческой  силой,  что  позволяет  ему  вести борьбу с целым вражеским войском. [17]

       Более  сложный  прием   творческого   воображения   –   типизация.

Творческие люди, такие как писатели, художники, скульпторы в большей  мере  опираются  именно  на  нее. Для того чтобы произведение  было  жизненно  правдивым,  автор  должен  в  ситуации, персонаже выразить ее единичное лицо  или  событие,  а  типичное,  много  раз повторяющееся,  наиболее  распространенное.  Типизация  –  сложный   процесс соединения и разложения, в  результате  чего  получается  зримый образ (человека, его дела,  взаимоотношений  с  другими  людьми).  Типизация  как  один из приемов  воображения  близко  присоединяется к мышлению,  и  практически  бывает трудно  расчленить  их  в  процессе  создания типического образа.

       Воображение  является  одной из существенных составных   частей   творческого

процесса, который  проявляется в различных сферах человеческой  деятельности.  В зависимости от цели, которую ставит перед собой человек, от содержания фантазии, от богатства знаний и от материала, используется тот или иной прием создания творческих образов. 

Например, в  инженерном  деле,  видимо,  большое  значение приобретает  аналогия,  в  изобразительной  деятельности  –  акцептирование, типизация, в литературном труде – типизация. [16]


Информация о работе Понятие воображения, его виды и функции