Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:14, курсовая работа
В сложном строении человеческой психики есть поразительное свойство - воображение, или фантазия. Если с помощью мышления и восприятия человек узнает о свойствах, явлениях, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. Другими словами, в фантазии человек покидает пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.
В состоянии перехода от бодрости ко сну, в состоянии расслабленности, грезит человек. В этом случае грезы ассоциируются, связываются, не считаясь с реальностью, хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов. Следствие такого воображения остается на уровне психического, идеального. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы выполняют гипертрофированную роль: они могут быть заместителями реальности, человек живет в придуманном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]
Произвольное, или активное воображение характеризуется тем, что человек вызывает у себя соответвующие образы по собственному желанию, усилием воли. Активное воображение присуще творческому типу личности, которая часто испытывает свои внутренние возможности, которые непрерывно рекомбинируются. В следствии чего достигаются новые результаты, которые дают человеку эмоциональное подкрепление для новых поисков, осознания новых материальных и духовных ценностей.
Такой вид воображения проявляется в раннем возрасте и больше всего развивается в детских играх. В игре дети примеряют на себя различные роли (продавца, летчика, шофера, бизнесмена, Бабы-Яги, Буратино и т. д.). для того что бы выстроить свое поведение в контексте с принятой на себя ролью необходима активная работа воображения. Помимо этого требуется вообразить недостающие предметы и саму игровую ситуацию.
Воссоздающее воображение имеет важную роль в жизни человека,
без чего немыслима жизнь в обществе, оно позволяет людям обмениваться опытом. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других
людей. [3]
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов,
которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются
без опоры на готовое описание или условное изображение. Л.С. Выготский [ 6, с. 134 ]
Общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте это и является источником творческой деятельности. Так еще наши далекие предки
Нуждались в том, что бы придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей (совершенствование орудий труда).
Наиболее простым предметом создания творческих образов является
агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Такой прием заключается в
том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Так создавались мифические образы у древних народов (русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы; кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела). Так совмещаются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
Широкого распространения агглютинация не достигла: с ее помощью редко удается создать образ, который в будущем воплотиться в реальную вещь. Однако агглютинация часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Один из приемов создания творческих образов является аналогия. Суть приема заключается в том, что создается образ, в чем-то похожий на реально существующую
вещь, действие, живой организм. Аналогия делится на три вида: близкая, непосредственная и отдаленная ступенчатая.
Творческие образы формируются при помощи акцентирования и преувеличения
(преуменьшения). Первое состоит в том, что когда ребенок создает образ, какая-
либо часть, деталь выделяется либо подчеркивается. Таким способом художник рисует
карикатуру, дружеский шарж. Он выделяет в человеке неповторимые присущие только ему особенности и заостряет на этом свое внимание. Карикатура, шарж как бы содержат в себе сходство с оригиналом, в это же время это сходство относительно.
Прием преувеличения (преуменьшения) немного отличается от акцентирования. Если акцентирование – это заострение или выделение одной части тела, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Ярким примером могут служить сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в былинах, народных сказках, когда герой изображается мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском. [17]
Более сложный прием творческого воображения – типизация.
Творческие люди, такие как писатели, художники, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Для того чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в ситуации, персонаже выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс соединения и разложения, в результате чего получается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). Типизация как один из приемов воображения близко присоединяется к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в процессе создания типического образа.
Воображение является одной из существенных составных частей творческого
процесса, который проявляется в различных сферах человеческой деятельности. В зависимости от цели, которую ставит перед собой человек, от содержания фантазии, от богатства знаний и от материала, используется тот или иной прием создания творческих образов.
Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование, типизация, в литературном труде – типизация. [16]