Понятия "человек", "индивидуальность","личность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Слово «Личность» в английском языке происходит от слова «Персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие «Человек»……………………………………………………….3
2.Понятие «Индивид»………………………………………………………5
3.Понятие «Личность»……………………………………………………...6
4.Понятие «Индивидуальность»……………………………………………9
Список используемой литературы………………………………………..11

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 27.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание: 
Введение…………………………………………………………………….2 
1.Понятие «Человек»……………………………………………………….3 
2.Понятие «Индивид»………………………………………………………5  
3.Понятие «Личность»……………………………………………………...6 
4.Понятие «Индивидуальность»……………………………………………9 
Список используемой литературы………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

  Слово «Личность» в английском языке происходит от слова «Персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека. 

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек'' используется как предельно  общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим  и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое  строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время человека определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом. 
Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.  

Определение.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость  по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. ИНДИВИД (от лат. неделимое) — человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. Само понятие «индивид» отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Понятие *индивид*не следует смешивать с понятием *индивидуальность*, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей как личность и как индивид. Индивидные свойства не являются личностно формируемыми, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личностным и профессиональным качествам, поскольку они составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Личность  же рассматривается как результат  развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это  социальная сущность человека.

Определение.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность  рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими  индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.  
В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает  человека от животных, у которых  личности нет;

3) личность есть продукт исторического  развития, т.е. возникает на определенной  ступени эволюции человеческого  существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской  культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

В целом, структура личности может  быть — в теоретическом плане  — представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные  установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)

Личность - система социально значимых качеств  индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

В качестве относительно самостоятельных  компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:

1) динамику ее психических процессов  — темперамент; 

2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности  — способности; 

3) направленность личности — характерные  для нее потребности, мотивы, чувства,  интересы, оценки, симпатии и антипатии,  идеалы и мировоззрение; 

4) проявляясь в соответствующих  обобщенных способах поведения  направленность обусловливает характер личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о  личности как вместилище психологических  процессов, состояний и свойств.

Личность  — это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся  в закономерных взаимосвязях. Так, природные  особенности индивида — тип его  высшей нервной деятельности — закономерно  определяет его темперамент. Темперамент  проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают  в известной мере его способности.

Способности человека обусловливают возможности  его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент  человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения — характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.

 

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными  составляющими индивидуальности, в  неё входят биологические, физиологические  и другие особенности человека. Можно  дать следующее определение индивидуальности.

Определение.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень  выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются  в различных способах поведения, деятельности, общения.

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

  • индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
  • иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) .Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

По  мнению российского психолога Степановой Валентины Васильевны слова, определяющие в традиции индивидуальность («человек»  и «своеобразие») лишь формально  раскрывают это понятие. Она предлагает осмыслять индивидуальность иначе, понимая её как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих  ему эффективно реализовывать собственные  идеи средствами культуры, что влечёт за собой развитие, как индивидуальных способностей, так и обновление культурной традиции. Также, по мнению Степановой В.В. индивидуальность прирастает за счёт овладения человеком общекультурными способностями, которые зарождаются и развиваются в ходе овладения базовыми видами деятельности. И процесс развития индивидуальности определён позицией отношения индивида к культуре, а именно тем, как он распорядится ею в раскрытии присущего ему потенциала. Гармонично развивающаяся индивидуальность, врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной среде. Таким образом, индивидуальность рассматривается Степановой как ядро личности, развивающееся и разрастающееся за счёт приобретения способности к социальным взаимодействиям, при которых личность не противостоит индивидуальности и никак не является целью её развития. С этих позиций, личность как культурная и социальная соотнесённость человека становится средством развития индивидуальности в её творческой самореализации. Именно она, понимаемая вместилищем человеческой сути, важнейшей ценностью человеческого бытия, позволяет разрешить противоречия между возрастающим числом работающих в культуре гипотез мироописания и развитием индивидуального сознания. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс  самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем  самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

 

Список  литературы: 
1.Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001.  
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение,2000.  
3. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. 
4. Психология и педагогика: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2002. 
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- 2004.-  

 


Информация о работе Понятия "человек", "индивидуальность","личность"